Монументальная пропаганда

Памятник ІІІ Интернационала. Проект художника В.Е. Татлина

Памятник ІІІ Интернационала. Проект художника В.Е. Татлина

В 1919 г. Отделом Изобразительных Искусств Народного Комиссариата по Просвещению было поручено худ. В. Е. Татлину выработать проект памятника Третьему Интернационалу. Художник Татлин немедленно приступил к работе и исполнил проект. Затем художники В. Е. Татлин, И. Я. Меерзон, М. П. Виноградов и Т. М. Шапиро, объединившиеся в «Творческий Коллектив», детально разработали проект и построили модель.

Мемориальный ансамбль «Равенсбрюк»

Мемориальный ансамбль «Равенсбрюк»

Равенсбрюк был женским концентрационным лагерем, одним из самых жестоких фабрик смерти на немецкой земле. Здесь, с 1939 по 1945 год, было зверски убито 92 тысячи женщин. Вместе с женщинами, согнанными сюда из двадцати двух стран, находились дети. Большинство из них погибло. Но то, что делали женщины Равенсбрюка для спасения детей, носило беспрецедентно героический характер. Перед коллективом, начавшим работать над Равенсбрюкским ансамблем, была поставлена задача учитывать прохождение торжественных собраний на территории мемориала. Назначение сооружения — увековечить память погибших антифашистов и активное обращение к новому поколению.

Мемориальный комплекс «Бухенвальд»

Мемориальный комплекс «Бухенвальд»

Первым антифашистским мемориальным ансамблем ГДР был Бухенвальд. В 1951 году правительство ГДР приняло решение о создании здесь памятного комплекса. В Бухенвальде погибли Эрнст Тельман, Рудольф Брейтшейд и многие тысячи непримиримых и наиболее последовательных борцов с фашизмом. В Бухенвальде действовала одна из значительных организаций Сопротивления, под руководством которой в апреле 1945 года было осуществлено освобождение лагеря. Клятва восставших антифашистов Бухенвальдского лагеря облетела весь мир.

Скульпторы - лауреаты Ленинской премии 1970

Скульпторы - лауреаты Ленинской премии 1970

В 1925 году был учрежден институт Ленинских премий для поощрения выдающихся работ в области науки и техники. В постановлении 1956 года нашла дальнейшее развитие эта замечательная традиция, были установлены премии за наиболее выдающиеся произведения литературы и искусства, получившие широкое общественное признание. В.И. Ленин с присущей ему проницательностью видел огромную роль искусства в жизни народа, его замечательную способность объединять чувства, мысли и волю масс. Им был выдвинут план монументальной пропаганды, в основу которого положена идея народности и партийности искусства...

Ленин и Сталин в монументальной скульптуре Москвы

Ленин и Сталин в монументальной скульптуре Москвы

Образы великих гениев революции В.И. Ленина и И.В. Сталина служат неисчерпаемым источником вдохновения в творческой деятельности работников всех видов искусства. Работая над созданием образов Ленина и Сталина, художники и скульпторы постоянно стремились и стремятся раскрыть в своих произведениях величие духа этих двух титанов революционной мысли, творцов Великой Октябрьской революции, создателей славной большевистской партии, строителей Советского государства, государства нового социалистического типа...

Ленинский план монументальной пропаганды в действии

Ленинский план монументальной пропаганды в действии. Толстой В.П. Издательство Академии Художеств СССР, Москва, 1961

Ленинский план монументальной пропаганды в действии. Толстой В.П. Издательство Академии Художеств СССР, Москва, 1961. В. И. Ленину в высшей степени было свойственно умение сочетать глубокую принципиальную постановку вопроса с практическим приложением его к насущным требованиям дня. Одним из наглядных примеров конкретного применения принципа партийности в искусстве может служить известный ленинский план «монументальной пропаганды». Это был план широкого распространения в народе коммунистических идей средствами изобразительного искусства и поэзии.

Ленин говорит с броневика. Памятник В.И. Ленину у Финляндского вокзала в Ленинграде

Ленин говорит с броневика. Памятник В.И. Ленину у Финляндского вокзала в Ленинграде

Памятник стоит в центре цветущего сквера на просторной площади имени В.И. Ленина, простирающейся от Финляндского вокзала до самого берега Невы; по ее сторонам — ряды вновь выстроенных и реконструированных зданий. Нет ленинградца, не знающего этот монумент, как нет и туриста, который, посетив город, не увез бы с собой воспоминания о нем. Особенно неотразим этот удивительный монумент в вечерние часы, когда над городом загораются звезды и на огромную статую недвижно ложится холодный свет прожекторов. Подойдите к нему. Всмотритесь. Вспомните...

Скульптура СССР (Всеобщая история искусств)

Трудно переоценить ту роль, которую сыграл ленинский план монументальной пропаганды для развития советской скульптуры. Известный декрет Совета Народных Комиссаров от 12 апреля 1918 г., призывавший «мобилизовать художественные силы и организовать широкий конкурс по выработке проектов памятников, долженствующих ознаменовать великие дни Российской Социалистической Революции», поставил перед скульптурой необычайно большие и ответственные задачи, подчеркнул полезность и нужность работы ваятеля в новом обществе...

Мемориальный комплекс «Курган Славы» в Минске

Мемориальный комплекс «Курган Славы» в Минске

Курган Славы увековечил ратный подвиг Советской Армии и партизан. Заложен он 30 сентября 1966 года. Земля Белоруссии смешалась в нем с землей городов-героев, других мест, прославивших себя боевыми и трудовыми свершениями. Воздвигнут мемориал к 25-летию освобождения Белоруссии от гитлеровцев. Торжественное открытие состоялось 5 июля 1969 года. Его авторы — скульпторы А. Бембель, А. Артимович, архитекторы О. Стахович, Л. Мицкевич и инженер В. Лапцевич. Курган высотой 70 метров 60 сантиметров венчают четыре штыка, символизирующие четыре фронта, освобождавшие Белоруссию.

Памятник В.И. Ленину в Казани

Памятник В.И. Ленину в Казани

В июне 1940 г. ЦК ВКП(б) и СНК СССР приняли постановление о сооружении памятника В.И. Ленину в Казани, где Владимир Ильич начал в 1887 г. свою революционную деятельность сначала в университете, а после первого ареста, высылки под надзор полиции и возвращения в Казань в октябре 1888 г. — в одном из марксистских кружков, организованных революционером Н.Е. Федосеевым. В мае 1889 г. молодой Владимир Ильич вместе с семьей переехал в Самару. Но и то небольшое время, которое В.И. Ленин прожил в Казани, прочно связало этот город с его именем.

Мемориальная доска-стела крейсера «Аврора»

Мемориальная доска-стела крейсера «Аврора»

Осенью 1939 г. партийными и советскими органами Ленинграда было принято решение воздвигнуть к XXII годовщине Великой Октябрьской социалистической революции памятник в ознаменование участия легендарного крейсера «Аврора» во взятии штурмом Зимнего дворца — последнего оплота буржуазного Временного правительства — революционным пролетариатом Петрограда и моряками Балтийского флота. Памятник намечалось воздвигнуть на набережной Красного флота, на ближайшем к мосту Лейтенанта Шмидта отрезке набережной Невы со стороны взморья, недалеко от того места, где в исторические октябрьские дни 1917 г. стояла «Аврора».

Памятник-шалаш В.И. Ленину в Разливе

Памятник-шалаш В.И. Ленину в Разливе

В конце лета 1926 г. А.И. Гегелло получил задание разработать проект памятника в Разливе, связанный с июльскими событиями 1917 г. 7 июля 1917 г. Временное правительство издало приказ об аресте В.И. Ленина. Но предупрежденный заранее Ленин еще 5 июля перешел на нелегальное положение. По решению ЦК партии 11 июля В.И. Ленина переправили на станцию Разлив Финляндской железной дороги (в 34 км от Ленинграда), где он несколько дней скрывался у рабочего Н.А. Емельянова. Но оставаться там дольше было рискованно, поэтому Ленина перевезли на другой берег озера Разлив, и здесь, в пустынном месте, на лесной поляне, он поселился в соломенном шалаше у стога с сеном...