Восстановление и реставрация памятников архитектуры СССР. 1941—1954

Глава «Восстановление и реставрация памятников архитектуры. 1941—1954». «Всеобщая история архитектуры. Том 12. Книга первая. Архитектура СССР» под редакцией Н.В. Баранова. Авторы: А.И. Целиков, Ю.С. Яралов (Москва, Стройиздат, 1975)


Нападение гитлеровской Германии на Советский Союз, временная оккупация части территории нашей страны фашистскими захватчиками нанесли колоссальный ущерб памятникам архитектуры РСФСР, Украинской, Белорусской, Молдавской, Эстонской, Латвийской и Литовской ССР.

Памятники архитектуры разрушались фашистскими войсками преднамеренно.

Приказ фельдмаршала Рейхенау от 10 октября 1941 г. гласил: «Никакие художественные или исторические ценности на Востоке (в СССР) не имеют значения». Фашисты подвергали памятники бомбежке с воздуха, обстреливали артиллерией, сжигали, устраивали в них наблюдательные пункты, огневые точки, солдатские казармы, склады боеприпасов и горючего. Некоторые разрушенные памятники гитлеровцы использовали как строительный материал для мощения дорог. Из разграбленных памятников были вывезены в Германию ценнейшие произведения древнерусской живописи, скульптуры, предметы прикладного искусства.

Особенно сильно пострадал Новгород. Из 60 памятников, состоявших на государственном учете, в большей или меньшей степени пострадали все, а 7 из них (в том числе церкви Спаса Нередицы, Успения в Болотове, Спаса на Ковалеве) были превращены в груду камня. Руиной стал знаменитый Софийский собор в кремле (1045—1052 гг.), бывший символом вольного Новгорода («...где святая София ту Новгород»). У собора были разрушены все главы, стены исполосованы пулеметными очередями.

Новгород. Церковь Спаса Преображения на Торговой стороне. Вид в процессе реставрации Новгород. Церковь Спаса Преображения на Торговой стороне. Вид после реставрации
138. Новгород. Церковь Спаса Преображения на Торговой стороне. Вид в процессе реставрации. Вид после реставрации 
Новгород. Софийский собор (разрушенный) Новгород. Памятник тысячелетия России после восстановления. Разобранные части памятника
Новгород. Памятник тысячелетия России после восстановления Новгород. Софийский собор (реставрированный)
139. Новгород. Памятник тысячелетия России после восстановления. Разобранные части памятника. Софийский собор (разрушенный)  140. Новгород. Звонница до и после реставрации. Софийский собор (реставрированный). Вечевая башня на Торговой стороне
Новгород. Звонница до реставрации Новгород. Звонница после реставрации
Новгород. Вечевая башня на Торговой стороне до реставрации Новгород. Вечевая башня на Торговой стороне после реставрации
Петродворец. Восстановленный большой Петровский дворец и каскад фонтанов. 1970 г.
Петродворец. Разрушенный дворец в 1944 г.
141. Петродворец. Восстановленный большой Петровский дворец и каскад фонтанов. 1970 г. Разрушенный дворец в 1944 г.
Петродворец. Фонтан «Самсон» Пушкин. Восстановленный Екатерининский дворец. 1970 г.
142. Петродворец. Фонтан «Самсон» 143. Пушкин. Восстановленный Екатерининский дворец. 1970 г.
Павловск. Восстановленный дворец. 1968 г. Павловск. Разрушенный дворец. 1944 г
144. Павловск. Восстановленный дворец. 1968 г. Разрушенный дворец. 1944 г 
Псков. Звонница церкви Богоявления в Запсковье. Звонница и церковь после реставрации
Псков. Звонница церкви Богоявления в Запсковье до реставрации Псков. Собор и кремлевская стена до реставрации
Псков. Поганкины палаты до реставрации Псков. Поганкины палаты после реставрации
145. Псков. Звонница церкви Богоявления в Запсковье. Звонница и церковь после реставрации. Собор и кремлевская стена до реставрации. Поганкины палаты до и после реставрации

Знаменитый памятник «Тысячелетия России» (скульптор В. Микешин), который фашисты предполагали вывезти в Германию, был разобран на части. Однако осуществить это не удалось, и ныне восстановленный памятник вновь украшает главную площадь новгородского кремля (рис. 138—140).

В Ленинграде, где были разрушены тысячи зданий и сооружений, тяжелые повреждения были причинены уникальным памятникам архитектуры: Эрмитажу, Зимнему дворцу, Русскому музею, Адмиралтейству (в которое попало 27 бомб), Таврическому дворцу, Инженерному замку, Исаакиевскому собору, зданиям бывшего Синода и Сената и многим другим. Из более 800 памятников архитектуры города, числившихся под государственной охраной, большая часть получила очень тяжелые повреждения (рис. 146).

Варварски изуродованными оказались пригородные ансамбли Ленинграда. Сильнейшие разрушения были причинены Екатерининскому дворцу и его уникальному вековому парку. От дворца остались лишь обгорелые стены. Выжженные руины остались от Павловского и Гатчинского дворцов. Столь же печальную картину являл собой Петродворец: Большой Петергофский дворец, Монплезир, Марли, Эрмитаж были превращены в развалины, знаменитые фонтаны взорваны и похищена скульптура Самсона (рис. 141—144). 

Тяжелые повреждения получили многочисленные памятники Пскова (рис. 145), Смоленска, Вязьмы, Калинина, Истры, Волоколамска и других городов РСФСР.

Были разрушены многие старинные общественные и жилые здания. В частности, в Пскове были сильно повреждены знаменитые Поганкины палаты — памятник гражданской архитектуры XVII в.

В Риге был сожжен собор Петра и «Дом Черноголовых»; в Киеве был взорван Успенский собор Киево-Печерской лавры, в Чернигове — церковь Параскевы-Пятницы и другие памятники.

Уже в 1942 г. после освобождения ряда районов от гитлеровских оккупантов развернулись работы по обследованию памятников архитектуры и определению ущерба, нанесенного оккупантами. Большую работу в этом направлении выполнил Отдел изучения и фиксации памятников Академии архитектуры СССР. В 1942—1943 гг. в освобожденных от оккупантов районах было обследовано около 300 памятников.

В Ленинграде в период блокады для предотвращения дальнейшего разрушения пострадавших памятников архитектуры непрерывно велись аварийно-восстановительные работы.

После разгрома немцев под Ленинградом в 1944 г. начались крупные реставрационно-восстановительные работы в городе и пригородах и, в частности, в Адмиралтействе, Русском музее, Мариинском дворце, в Эрмитаже и др. Все эти здания и комплексы, несмотря на крупные разрушения, были воссозданы полностью, во всем их великолепии.

Большое значение в деле организации охраны памятников архитектуры имело образование в 1943 г. Комитета по делам архитектуры при Совете Народных Комиссаров СССР, в круг обязанностей которого входило руководство охраной и реставрацией памятников архитектуры. Для выполнения этих обязанностей при Комитете было создано Главное управление охраны памятников архитектуры. В союзных республиках функции охраны памятников выполняли управления по делам архитектуры, в областях — отделы по делам архитектуры при облисполкомах и горисполкомах.

В Ленинграде, Новгороде, Пскове, где памятники пострадали особенно сильно, были созданы специальные научно-производственные реставрационные мастерские. В последующие годы количество реставрационных мастерских значительно возросло, и к 1950 г. по Советскому Союзу их насчитывалось уже 26.

Реставрационные мастерские производили комплексные работы по исследованию, разработке проектов реставрации и выполнению реставрационных работ. Создание специализированных реставрационных мастерских значительно повысило качество исследований памятников, разработку проектов реставрации и производство реставрационных работ по сравнению с довоенным временем.

В 1943 г. в Ленинграде при Архитектурно-планировочном управлении было создано специальное архитектурно-художественное училище по подготовке альфрейщиков, краснодеревцев, позолотчиков, резчиков по дереву, лепщиков и других высококвалифицированных кадров, способных вести сложные реставрационные работы. В 1945 г. это училище было преобразовано в Высшее художественно-промышленное училище.

В том же году были созданы аналогичное училище в Москве и несколько средних художественно-промышленных училищ в ряде других городов.

По мере освобождения городов и сел от немецких оккупантов разворачивались работы по оказанию первой помощи пострадавшим памятникам. На первом этапе это были работы по выводу памятников из аварийного состояния путем таких первоочередных мероприятий, как устройство несущих конструкций для поддержания наклонившихся стен; кружал, поддерживающих оседающие своды и купола; временных кровель над зданиями и шатров над руинами. Одновременно проводились большие работы по исследованию памятников, их обмеру и подготовке проектной документации по их восстановлению.

Методика реставрации, выработанная в 20-х гг., не могла охватить все проблемы восстановления пострадавших памятников. В ходе практических работ по исследованию и восстановлению памятников вырабатывалась новая методика, которая получила свое обобщение в «Инструкции о порядке учета, регистрации, содержания и реставрации памятников архитектуры, состоящих на государственной охране», выпущенной Комитетом по делам архитектуры в 1949 г.

Правила ведения реставрационных работ, выработанные в 20-х гг., касались лишь общих, принципиальных вопросов реставрации памятников архитектуры. Они даже не были изложены в определенной системе и не были опубликованы.

Инструкция же, выпущенная Комитетом по делам архитектуры, ставила целью установление порядка выявления и учета памятников архитектуры и правила их содержания, т. е. условий эксплуатации и производства ремонтно-реставрационных работ. Выполнение правил, предусмотренных Инструкцией, было обязательно для всех органов Комитета, на которые были возложены выявление, учет, регистрация и представление на утверждение списков памятников архитектуры, подлежащих государственной охране, осуществление руководства и контроль за правильностью использования и порядка производства ремонтно-реставрационных работ. Инструкция явилась важным документом, сыгравшим положительную роль в деле реставрации.

Восстановление городов, сильно разрушенных во время войны, выдвинуло проблему взаимосвязи новой застройки с памятниками архитектуры. Встал вопрос о гармоничном сочетании старого и нового в градостроительном плане. Реставрация памятников архитектуры приобрела градостроительное значение. Идея органического сочетания памятников архитектуры и новой городской застройки получила наглядное выражение в генеральных планах и в практике восстановления Новгорода (А. Щусев) и Пскова (Н. Баранов).

В связи с этим велись дискуссии: расчищать памятники от окружающей застройки или же оставлять их в плотном окружении? В результате было определено, что решающей должна быть сложившаяся историческая градостроительная ситуация, подсказывающая конкретное архитектурное решение. Однако бесспорность этих положений не всегда получала правильное истолкование. Случалось, что дело сводилось к механической консервации памятников без попыток сохранения окружения и использования древних сооружений как наиболее выигрышных в облике комплексов.

Важным государственным актом в деле сохранения памятников архитектуры в послевоенное время явилось постановление Совета Министров СССР от 14 октября 1948 г. «О мерах улучшения охраны памятников культуры». Охрана памятников архитектуры, а также надзор за их содержанием возлагались на советы министров автономных республик, исполнительные комитеты краевых, областных, городских, районных и сельских Советов депутатов трудящихся. На Комитет по делам архитектуры при Совете Министров СССР возлагалась обязанность усилить руководство и контроль за учетом, охраной, реставрацией и использованием памятников архитектуры. Постановление обязывало советы министров союзных республик предусматривать в народнохозяйственных планах выделение материалов и средств для реставрации и поддержания памятников культуры, не находящихся в арендно-хозяйственном использовании. Президиуму Академии наук СССР было разрешено образовать Научно-методический совет по охране памятников культуры.

Восстановительные и реставрационные работы особенно широко развернулись в послевоенное время. Восстанавливались памятники архитектуры, разрушенные или частично пострадавшие во время войны в Ленинграде и его пригородах, Новгороде, Пскове, Калинине, Киеве. Только в Ленинграде в 1944—1945 гг. было восстановлено более 800 выдающихся памятников архитектуры, в том числе Зимний дворец, Эрмитаж, Русский музей, Адмиралтейство, Инженерный замок, Таврический, Мариинский, Юсуповский, Шереметевский, Каменноостровский дворцы, Смольный монастырь, Александро-Невская лавра, Петропавловская крепость и многие другие памятники города. В этих работах приняли участие сотни архитекторов и среди них такие, как Н. Белехов, А. Ротач, М. Шепилевский, А. Гегелло и др. Следует подчеркнуть большую роль Н. Белехова, возглавлявшего инспекцию по охране памятников Ленинграда, развернувшую огромную по масштабам и научной ценности работу.

Особенно велики по объему и сложности были реставрационные работы по восстановлению дворцово-парковых ансамблей Павловска, Петродворца и Пушкина.

К реставрационным работам были привлечены крупнейшие архитекторы, искусствоведы, высококвалифицированные мастера — живописцы, скульпторы, лепщики, резчики, паркетчики.

Первый этап реставрационно-восстановительных работ начал осуществляться под руководством Н. Баранова и Ф. Олейника по воссозданию Павловского дворца и парка. Под руководством А. Оля был разработан проект восстановления дворцово-паркового ансамбля Петродворца. К 1946 г. вновь забили струи всех фонтанов, и новый Самсон, созданный скульптором В. Симоновым, занял свое место в центре фонтанного каскада.

Начались работы по восстановлению Екатерининского и Александровского дворцов и парков в Пушкине, дворца и парка в Стрельне.

Примером реставрации, проведенной на высоком научном уровне, является восстановление Павловского дворца и пейзажного Павловского парка, пострадавшего больше, чем парки других пригородов Ленинграда. Большой вклад в воссоздание Павловского дворца и парка внесли С. Газиянц, С. Фролова-Гунц, Н. Громова.

В Новгороде в 1949 г. под руководством архит. С. Давыдова были восстановлены Софийский собор, звонница собора, Вечевая башня, церковь Спаса Преображения на Торговой стороне и другие памятники города. По проекту архит. Л. Шуляк была восстановлена церковь Федора Стратилата на Ручье, а по совместному проекту архитекторов Л. Шуляк и Г. Штендера — церковь Петра и Павла. Архит. Л. Красноречьев восстановил церковь Михаила Архангела и Благовещенья на Торговой стороне. Примером превосходно проведенной работы по консервации и реставрации может служить Пятницкая церковь (архит. Г. Штендер).

На острове Кижи в 1948— 1958 гг. под руководством архит. А. Ополовникова был создан музей-заповедник деревянного зодчества. В состав заповедника вошли знаменитая двадцатидвухглавая «летняя» Преображенская церковь (1714 г.), десятиглавая «зимняя» Покровская церковь (1765 г.), колокольня (1874 г.) и бревенчатая ограда. В 1951 г. в Кижи был перевезен и отреставрирован дом из д. Ошевнево, чем было положено начало созданию Музея деревянного зодчества под открытым небом. Позднее в его состав были включены и другие памятники, находившиеся на соседних островах и на берегу материка.

Только на территории РСФСР было полностью восстановлено более 1400 памятников архитектуры. Наряду с восстановлением памятников, пострадавших во время войны, велись большие работы по реставрации в Москве, Ярославле, Горьком, Ростове, Казани, Астрахани, Кижах, Грузии, Армении и Узбекистане.

В Москве реставрировались Московский Кремль, храм Василия Блаженного, Крутицкое подворье, комплекс Андроникова монастыря, церковь Покрова в Филях и многие другие памятники.

Ленинград. Дом № 1/3 на набережной Мойки до реставрации (1942 г.) Ленинград. Дом № 1/3 на набережной Мойки после реставрации (1947 г.)
146. Ленинград. Дом № 1/3 на набережной Мойки до реставрации (1942 г.) и после реставрации (1947 г.)
Ростов Великий. Панорама кремля после реставрации
148. Ростов Великий. Панорама кремля после реставрации
Ростов Великий. Собор до реставрации Армянская ССР. Санаин
147. Ростов Великий. Собор до реставрации 149. Армянская ССР. Санаин
Армянская ССР. Реставрация ансамбля монастыря Ахпат. Вид с востока — колокольня, слева церковь Ншана Армянская ССР. Реставрация ансамбля монастыря Ахпат. Вид с запада, слева Гавид Амазаспа, в центре церковь Аствацацин
150. Армянская ССР. Реставрация ансамбля монастыря Ахпат. Вид с востока — колокольня, слева церковь Ншана. Вид с запада, слева Гавид Амазаспа, в центре церковь Аствацацин 

В Ярославле восстанавливался комплекс Спасского монастыря, церкви Богоявления, Ильи Пророка и др. В Ростове-Ярославском реставрировались памятники кремля, пострадавшие от урагана (рис. 147, 148), в Киеве — Софийский собор и комплекс Киево-Печерской лавры. Воссоздавались памятники Чернигова и других городов. Большие работы проводились и в других союзных республиках — Узбекистане, Грузии, Армении, Литве, Латвии, Эстонии.

В Грузии были проведены консервационные и реставрационные работы по большому монастырскому комплексу в Гелати (начало XI в.) близ Кутаиси. В Армении были выполнены большие работы по комплексам Санаина и Ахпата (рис. 149, 150). В Баку был реставрирован дворец Ширваншахов.

В Самарканде в 1949 г. архит. Б. Засыпкиным был реставрирован портал мавзолея Гур-Эмир (усыпальница Тимура) и др.

Новым в послевоенные годы был переход от реставрации отдельных объектов к реставрации крупных архитектурных ансамблей. В это время началась широкая реставрация крупных монастырских комплексов: в Москве — Новодевичьего и Донского монастырей, в Загорске — Троице-Сергиевского монастыря, в Киеве — Киево-Печерской лавры.

Кремли в древнерусских городах занимают центральное положение, придавая городам индивидуальный архитектурный облик, поэтому реставрация кремлевских комплексов явилась составной частью реконструкции центральных районов городов. Были отреставрированы кремли в Новгороде, Пскове, Астрахани, Горьком, Казани, Туле.

Крупный объем реставрационных работ и организация реставрационных мастерских в послевоенный период вызвали большую потребность в архитекторах-реставраторах. Учебные заведения страны специалистов такого профиля не готовили. Этой специальности посвятили себя молодые архитекторы, окончившие архитектурные факультеты. Работая в реставрационных мастерских и научно-исследовательских учреждениях под руководством архитекторов- реставраторов старшего поколения — П. Барановского, А. Варганова, С. Давыдова, Б. Засыпкина, П. Максимова, А. Столетова, Д. Сухова, Л. Шуляк, Н. Соболева, A. Лебединского, Л. Давида, Л. Петрова, B. Савкова, А. Кедринского, В. Балдина, C. Агафонова и других,— молодые архитекторы освоили специальность архитекторов-реставраторов и включились в исследовательскую и практическую работу по реставрации памятников архитектуры. Среди них можно назвать В. Либсона, С. Подъяпольского, И. Ильенко, Б. Альтшуллера, Н. Сибирякова, Д. Кульчинского и др.

Большую роль в популяризации методики ведения реставрационных работ играли отдельные публикации в архитектурных журналах и сборниках.

Наряду с работами, освещающими опыт реставрации отдельных памятников, появляются публикации, имеющие характер пособий для реставраторов, например «Архитектурные обмеры» (пособие по фиксации памятников архитектуры, авторы П. Максимов и С. Торопов), выпущенное в 1969 г.

В 1951 г. в Институте теории и истории архитектуры Академии архитектуры СССР был создан научный сектор методики и реставрации памятников архитектуры. Это было первое научное подразделение в области обобщения опыта практики реставрационных работ и разработки научной методики реставрации памятников архитектуры.

Из руин и пепла возрождались в прежнем великолепии уникальные памятники архитектуры, живописи, скульптуры. Это было не только воссоздание художественного облика отдельных шедевров национального зодчества, а комплексное восстановление городов на продуманной градостроительной основе, где органично сочетались памятники архитектуры и новая застройка.

Осуществив невиданный в мировой практике громадный объем реставрационно-восстановительных работ, советская школа реставрации продемонстрировала творческую зрелость и высокую научную и художественную квалификацию.

поддержать Totalarch

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для предотвращения попыток автоматической регистрации