Строительство высотных зданий в Москве. Олтаржевский В.К.

«Строительство высотных зданий в Москве». Автор: Олтаржевский В.К. Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре. Москва. 1953

Книга призвана ознакомить читателей с огромным значением строительства высотных зданий в Москве, их архитектурой и методами их возведения. В популярной форме в книге изложена краткая история строительства высотных сооружений в России дореволюционного периода, дан проектный материал каждого из восьми строящихся в Москве высотных зданий, при этом освещается значение их как прогрессивного фактора в строительстве. Особый раздел посвящен конструкциям и многообразным видам инженерно-технического оснащения высотных зданий. В книге освещена связь архитектуры высотных зданий с традициями русского зодчества и показан приоритет советских инженеров во многих вопросах конструкции и техники. В книгу включены фотографии, снятые в процессе сооружения зданий.


Строительство высотных сооружений имеет давнюю и прочную историческую традицию в русской архитектуре. В периоды расцвета русского классического зодчества различных эпох были созданы выдающиеся образцы высотных зданий самого разнообразного характера и назначения. Грозные башни древнерусских оборонных комплексов — кремлей («детинцев») и монастырей, величественный «столп» Ивана Великого в Московском кремле, многоярусные колокольни XVII—XVIII веков, наконец, замечательные гражданские сооружения русского классицизма, среди которых выдающееся место принадлежит ленинградскому Адмиралтейству с его знаменитой башней, — все эти памятники русского национального зодчества свидетельствуют о широком развитии в русской строительной практике высотных сооружений разных типов.

В русской архитектуре сооружение высотных зданий всегда связывалось с самыми значительными историческими событиями в жизни народа и страны. Высотные здания придали старым русским городам — и в первую очередь Москве — их своеобразный, ярко выраженный силуэт.

Эту большую национальную традицию советская архитектура творчески перерабатывает и развивает на совершенно новой социальной, идейной и технической основе.

Сталинский план реконструкции Москвы представляет собой невиданную в истории революционную программу перестройки старого, исторически сложившегося города. Москва стала городом просторных широких магистралей, великолепных гранитных набережных, громадных мостов, обширных парков. Москва застраивается крупнейшими домами, образующими новые жилые кварталы, монументальными общественными зданиями. Воздвигаемые в Москве по инициативе и замыслу товарища И. В. Сталина высотные здания знаменуют собой новый этап в реконструкции столицы и являются крупнейшим событием в мировой современной архитектуре. Эти здания формируют новый выразительный силуэт города, они создают основу для построения новых архитектурных ансамблей, отвечающих великому значению Москвы — светоча передового человечества.

Строительство высотных зданий сделалось возможным благодаря замечательным успехам советской строительной техники, благодаря успехам советской науки и архитектуры.

Принципы построения советских высотных зданий прямо противоположны принципам построения американских «небоскребов», порожденных бешеной капиталистической конкуренцией, стремлением капиталистов выколотить как можно больше прибыли из каждого куска городской территории. В жертву алчности капиталистов приносятся интересы всей массы населения города. Высотные здания Москвы не теснят собой городские кварталы. Эти здания свободно размещены в наиболее удобных точках городской территории, окружены достаточным свободным пространством; они служат всему городу, всему нашему советскому народу.

В постановлении правительства о сооружении высотных зданий в Москве четко указан полный глубокого творческого содержания путь решения архитектурных проблем высотного строительства. «Пропорции и силуэт этих зданий, — говорится в постановлении Совета Министров СССР, — должны быть оригинальными и своей архитектурно-художественной композицией должны быть увязаны с исторически сложившейся архитектурой города и силуэтом будущего Дворца Советов».

В этих словах заключена целая программа творческой работы советских архитекторов в области проектирования и строительства высотных зданий. Проекты восьми зданий, осуществляемые в настоящее время, разработаны на основе этого исторического постановления. Эти проекты, удостоенные Сталинских премий, творчески используют прогрессивные элементы архитектурного наследия прошлого — великого наследия русского зодчества — и проникнуты смелым новаторством как в техническом, так и в архитектурно-художественном отношении. Уже в проекте Дворца Советов были применены характерные для советской архитектуры методы композиционного построения гигантского высотного здания: свободное нарастание монументальных и строгих объемов, их мощный рост ввысь, идейная насыщенность архитектурного образа, смелое сочетание собственно архитектурных форм со скульптурой. Высотные здания, строящиеся в Москве, дают разнообразное воплощение важнейших принципов советской архитектуры. Свободное построение силуэта, мощный рост многоярусных объемов, величественная простота и вместе с тем жизнерадостность общего облика характерны для всех высотных зданий Москвы. Глубокое градостроительное значение высотных зданий обусловлено тем, что каждое из них является архитектурным центром для обширного окружающего пространства, что дает возможность создать новые архитектурные ансамбли и оказывает сильнейшее влияние на архитектурный облик всего города в целом.

В архитектурных образах этих монументальных сооружений ярко воплощены творческая мощь советской культуры, величие и красота сталинской эпохи.


Высотные здания представляют собой сооружения, в которых как в фокусе отражены все наиболее передовые современные достижения архитектурно-инженерного искусства. Возведению высотных зданий предшествовал небывалый подъем строительной техники, вызванный громадным размахом социалистического строительства, предъявлявшего все более высокие требования к качеству сооружений и требовавшего все более совершенных методов производства и сокращения его сроков.

Если проследить процесс внедрения новых, широко механизированных методов производства и процесс развития строительной индустрии, нетрудно убедиться в том, что строительство высотных зданий играет большую роль в этом прогрессивном движении. Какой бы области производства или строительной индустрии мы не коснулись, начиная от сложнейших проблем и кончая деталями оборудования, мы везде должны будем отметить влияние строительства высотных зданий.

Оно вызвало к жизни такие смелые приемы возведения фундаментов, как в здании Министерства путей сообщения у Красных ворот, где путем замораживания грунта, превращения плывуна в грунтоледобетон, были созданы условия, допускавшие возможность возведения фундамента под высотное здание одновременно с сооружением расположенной под ним на большой глубине станции метрополитена.

При строительстве гостиницы на Дорогомиловской набережной, где уровень заложения фундамента оказался значительно ниже уровня Москвы-реки, была применена двухъярусная установка иглофильтров, образовывавших вокруг котлована в каждом ярусе замкнутый в плане прямоугольник, из которого вода отсасывалась при помощи специальных насосных агрегатов в Москву-реку.

Вес и нагрузки гигантских зданий в условиях слабых грунтов привели к необходимости создания нового типа фундамента, обладающего большой жесткостью (коробчатого). Несущие стены уступают место стальному каркасу, в сборке которого советскими инженерами вводится новый прием автоматической сварки.

Задача облегчения веса стен высотного здания привела строительную промышленность к необходимости освоения целого ряда облегченных материалов — заполнителей стен и облегченных конструкций для междуэтажных перекрытий. Взамен традиционного для стен материала — обычного кирпича — появляется дырчатый кирпич, керамические пустотелые блоки, а для перегородок — пустотелые гипсовые блоки, пеносиликатные плиты и др.

Для успешного обслуживания массовых перевозок при помощи механизированного вертикального транспорта в высотных зданиях понадобилось значительное увеличение скорости движения подъемников, что в свою очередь затронуло целый ряд самых разнообразных и сложных вопросов в области науки и техники — автоматизация управления подъемниками, сигнализация, производство специальных тросов достаточной эластичности и прочности, механическая и электромеханическая аппаратура безопасности и т. д.

Устройство водоснабжения и теплоснабжения высотных зданий основано на совершенно необычном — зональном принципе оборудования. Разрешение этой проблемы явилось результатом серьезной научно-исследовательской работы, а осуществление новой системы вызвало необходимость устройства дистанционного контроля, сводимого в диспетчерский пункт, создания и освоения новой аппаратуры и элементов оборудования.

При применении ранее существовавших методов строительства сооружение высотных зданий потребовало бы длительного времени, поэтому пришлось пересмотреть старые методы и широко перейти на принцип сборки частей здания — появились сварные арматурные сетки, сборные железобетонные плиты перекрытий, санитарно-технические блоки, крупные высотой в этаж облицовочные панели, блоки двойных оконных переплетов и т. д. В связи с этим строительная промышленность была вынуждена расширить номенклатуру изделий для обеспечения широкого применения сборных конструкций и в отдельных случаях переоборудовать производство для массовой их заготовки.

Одновременно потребовалось внедрение новых разнообразнейших механизмов для производства строительных работ и подъемно-транспортных операций.

Влияние строительства высотных зданий распространяется и на производство облицовочных материалов, требования к которым в отношении степени их износа здесь значительно выше, чем в обычных зданиях. Строительная индустрия начала производить разнообразный ассортимент облицовочных материалов, отвечающих этим требованиям: специальные сорта керамики, литой камень, майоликовые детали и пр.

Высотные здания представляют собой необычный объект и с точки зрения пожарной безопасности. Нормы, регулирующие в обычных зданиях количество лестниц, ширину маршей и выходов, исходя из количества лиц, подлежащих эвакуации, или из размеров эксплуатируемой площади, в данном случае привели бы к абсурдному количеству лестниц, к невероятной ширине маршей и пр. Пришлось перенести центр тяжести на усиление мер профилактического характера за счет улучшения способов эвакуации и непосредственных мер борьбы с огнем, в первую очередь — на создание полностью огнестойких зданий, внедрение аппаратуры для широкой автоматизации действия водопроводных противопожарных установок, автоматизации контроля над ними, сигнализации и т. п.

Таких примеров можно было бы привести множество, но даже эти немногочисленные примеры в достаточной мере иллюстрируют новаторский характер технических решений, применяемых советскими инженерами при строительстве высотных зданий.

Само собой разумеется, что вместе с ростом уровня техники повышаются требования и к качеству производства; применение новых материалов требует специально обученных кадров рабочих высокой квалификации — эти два процесса должны развиваться и развиваются одновременно. Таким образом, и здесь налицо прогрессивное влияние высотных зданий.

Высотные здания — наиболее требовательный заказчик строительной промышленности. Громадный объем сооружения дает возможность применения любых новых и дорогостоящих технических усовершенствований: их стоимость ложится на единицу полезной площади здания без значительного увеличения стоимости последней, тем самым облегчается возможность освоения новой продукции.

Опыт строительства высотных зданий будет способствовать дальнейшему подъему технической мысли, развитию промышленности строительных материалов, производству новых видов оборудования, усовершенствованию методов строительства, в частности, индустриализации строительных процессов.

Строительство высотных зданий является глубоко прогрессивным фактором — оно послужит стимулом к достижению дальнейших успехов и окажет свое прогрессивное влияние далеко за пределами рамок строительства высотных зданий.

***

Принимая во внимание отсутствие обобщенных экономических данных о практике нашего строительства высотных зданий ввиду их уникальности, можно отметить лишь показатели, логически вытекающие из существа структуры здания.

Прежде всего следует указать, что по признаку рентабельности существует оптимальная высота здания, выше которой кривая рентабельности начинает резко падать. Факторами, влияющими на снижение рентабельности, являются — вес металлических конструкций и увеличение числа подъемников (то и другое на 1 м3 здания); по мере увеличения числа подъемников уменьшается прирост полезной площади, поглощаемой во всех нижележащих этажах площадью каждого дополнительного подъемника и необходимой при нем площадки.

Степень экономичности зданий различной высотности определяется взаимодействием ряда факторов. Некоторые из них при увеличении высотности влияют на снижение экономичности здания, другие действуют в противоположном направлении и, наконец, третья группа не меняет свой удельный экономический вес при всех вариантах этажности.
Первая группа факторов возглавляется металлическими конструкциями. Здесь увеличение расхода стали на колонны вызывается усилением сечения их в нижних этажах и увеличением расхода металла на ветровые связи; в связи с этим удорожается и монтаж конструкций.

Следующим фактором той же группы являются подъемники. Их удельный вес в экономике высотных зданий очень близок к удельному весу металлических конструкций. Увеличение количества подъемников, как уже указывалось, не соответствует темпу нарастания полезной площади здания; и кроме того, чем больший пробег делает подъемник, тем он менее выгоден, вызывая увеличение стоимости оборудования.

Менее значительным фактором является кирпичная кладка, стоимость которой на 1 м3 здания увеличивается, главным образом, за счет увеличения количества самой кладки. С сокращением габаритов здания, по мере его роста, увеличивается количество наружных стен (на 1 м3 здания). Удорожание вертикального транспорта материалов при нарастающей высотности ничтожно.

Увеличивается стоимость отопления, водоснабжения и канализации из-за необходимости увеличения сечения, труб и появления дополнительных установок, связанных с зональным обслуживанием (насосы, баки и пр.).

Стоимость электроснабжения на единицу полезной площади с увеличением этажности возрастает медленно, при этом рост стоимости обусловливается преимущественно удорожанием электрооборудования, связанного с лифтовым хозяйством.

Ко второй группе работ, являющихся, наоборот, фактором повышения экономичности с увеличением высотности здания, относятся: земляные работы, устройство фундаментов, верхнего перекрытия и кровли.

Третью группу, сохраняющую свой удельный вес в экономике здания при любой этажности, составляют междуэтажные перекрытия, перегородки, внутреннее поэтажное оборудование и отделка.

***

Настоящий обзор дает представление о роли сооружающихся высотных зданий в градостроительной структуре Москвы, их техническом и технологическом содержании.

Помимо общего градостроительного значения, высотные здания являются основными факторами в создании нового силуэта нашей столицы. Вопрос силуэта города во все времена занимал умы градостроителей. В трактате об архитектуре Леона Баттиста Альберти мы читаем: «Башни придают особую красоту городу, если они поставлены в должных местах и имеют надлежащие очертания».

Градостроители ревниво следили за сохранением силуэта города и по мере роста города увеличивали высотность доминирующих вертикалей. Можно привести целый ряд исторических примеров, иллюстрирующих это положение.

При Борисе Годунове была надстроена колокольня Ивана Великого, этот «столп славы и величия», господствующий над всем кремлевским ансамблем; вслед за этим была надстроена Спасская башня, а еще позднее — все башни кремлевских стен. Из зарубежных примеров можно указать на надстройку колокольни св. Марка в Венеции, вызванную исключительно градостроительными соображениями, башню палаццо Веккио во Флоренции и др.

Небывалый в истории рост города, возможный только в нашей социалистической стране, с застройкой магистралей и площадей 10—14-этажными зданиями, радикально изменил вид Москвы и вертикальные объемы, придававшие в свое время живописность ее силуэту, утратили в этом отношении свою роль. Новые вертикальные объемы, иного значения и содержания, современные и более мощные, займут их место в силуэте города.

В книге рассмотрены все типы высотных зданий, сооружающихся в Москве по инициативе великого зодчего нашего времени товарища Сталина. Значение сооружения этих зданий чрезвычайно велико. Помимо их ответственнейшей градостроительной роли, само их содержание говорит о бесконечной заботе партии и правительства о нуждах трудящихся. Начиная от общего подхода к разрешению любой из поставленных проблем и кончая мельчайшими деталями, — все свидетельствует об этой заботе, о том, что все поставлено на службу человека, удобству в рабочей обстановке, комфорту в личной жизни.

Совершенно иную картину мы наблюдаем в. капиталистических странах. Для того чтобы иметь ясное представление о характере строительства высотных зданий в этих странах, достаточно познакомиться с тем, что происходит в Нью-Йорке — городе, наиболее изобилующем высотными зданиями «небоскребами». Если взглянуть на Нью-Йорк с птичьего полета, глазам представится следующая картина: на фоне геометрически разбитой сетки улиц города, с довольно однородной застройкой, вырываются острия «небоскребов». Местами они образуют беспорядочную сплошную группу, местами они вписаны в линейную застройку, в некоторых же секторах города они торчат одиноко или случайно собраны по два, по три вместе. Найти какой-либо градостроительный смысл размещения «небоскребов» в плане города невозможно, его и нет. Факторами, определяющими расположение небоскребов, являются или стоимость земельных участков, заставляющая вытягивать здания вверх, или же просто спекулятивная инициатива отдельного предпринимателя.

Таким образом, в роли градостроителя выступает не архитектор, а хищнический капитал, ищущий выгодного для себя приложения или рекламы. Отсюда город .приобретает все качества, вытекающие из хаотической бессистемной застройки. Улицы, сплошь застроенные «небоскребами», превращаются в узкие мрачные ущелья, лишающие людей естественного света и воздуха, действующие угнетающе на психику человека; по этим улицам, часто имеющим ширину не более 20 м, а иногда и меньше, беспрерывной лентой движутся автомобили, отравляя воздух отработанными газами. Не приходится говорить и о градостроительных задачах, и о силуэте здания, его формах и архитектуре, так как только верхушки зданий обозримы с некоторых отдаленных точек зрения. Гигантские объемы «небоскребов» играют разрушающую, а не организующую роль в градостроительной структуре города.

Следующими словами описывает свои впечатления о Нью-Йорке Максим Горький, посетивший этот город в 1906 году: «На берегу стоят двадцатиэтажные дома, безмолвные и темные «скребницы неба». Квадратные, лишенные желания быть красивыми, тупые, тяжелые здания поднимаются вверх угрюмо и скучно. В каждом доме чувствуется надменная Кичливость своей высотой, своим уродством. В окнах нет цветов и не видно детей..». И далее — «я впервые вижу такой чудовищный город...»

Американский архитектор в своем творчестве ограничен вкусами и требованиями капитала, являющегося его заказчиком и безапелляционным судьей. Капиталу нужно выгодное применение, и архитектор прежде всего должен удовлетворить это требование. Отсюда и процесс его творчества заключен в определенные рамки. В соответствии с размерами и расположением предполагаемого к застройке участка графически изображается внешний объемный габарит здания, максимально допустимый в условиях расположения данного участка. Следующая задача заключается в предельном заполнении полученного габарита объемом будущего «небоскреба», после чего архитектор приступает к внешнему оформлению, главным образом первых этажей и венчающей части здания, единственно обозримых в условиях американской застройки.

Перед архитектором не ставится никаких градостроительных задач. Владелец здания совершенно не интересуется ансамблем улицы, ему безразличны интересы города в целом. В результате — невероятный конгломерат застройки и выхолощенная утилитарная формалистическая архитектура.

В иных условиях работает советский архитектор. Не случайно советская архитектура занимает сейчас ведущее в мире положение. Архитектору в нашей стране предоставлены все условия свободного продуктивного творчества. Советский архитектор в своем творчестве пользуется вниманием партии и правительства, их мудрыми советами, он работает для Родины, для своего народа.

В нашей стране, строящей коммунизм, созданы все возможности для действительного осуществления синтеза современной техники и искусства, осуществления единства художественной и научно-технической мысли, широкого удовлетворения нужд трудящихся. Высотные здания являются образцом заботы о человеке, о его жизни, работе и отдыхе. Эти гигантские, величественные сооружения, поднимающиеся своими стройными силуэтами над Москвой, явятся новым памятником нашей социалистической эпохи, эпохи гениального зодчего коммунизма — великого Сталина.

поддержать Totalarch

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для предотвращения попыток автоматической регистрации