Теория и практика
Памятник ІІІ Интернационала. Проект художника В.Е. Татлина
В 1919 г. Отделом Изобразительных Искусств Народного Комиссариата по Просвещению было поручено худ. В. Е. Татлину выработать проект памятника Третьему Интернационалу. Художник Татлин немедленно приступил к работе и исполнил проект. Затем художники В. Е. Татлин, И. Я. Меерзон, М. П. Виноградов и Т. М. Шапиро, объединившиеся в «Творческий Коллектив», детально разработали проект и построили модель.
Николай Милютин: Основные вопросы теории советской архитектуры
Главы книги Николая Александровича Милютина «Основные вопросы теории советской архитектуры», опубликованные в журнале «Советская архитектура» №№ 2,3,5,6 за 1933 г.: О предмете теории советской архитектуры. О методе теории советской архитектуры. Генеральные задачи и пути развития советской архитектуры. Главнейшие современные буржуазные направления в архитектуре: Главнейшие общие черты в творчестве современных буржуазных архитектурных школ. Эклектизм. Формалистические направления в архитектуре.
Лев Руднев: О формализме и классике
Статья Льва Владимировича Руднева «О формализме и классике», опубликованная в журнале «Архитектура СССР» №11, 1954 г. Настало время во многом пересмотреть дело проектирования и строительства жилых и гражданских зданий в нашей стране. Это необходимо сделать в целях дальнейшего подъёма благосостояния советского народа. К этим вопросам привлечено сейчас внимание всей общественности. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров Союза ССР о расширении промышленного производства сборных железобетонных конструкций и внедрении их в строительство обязывает архитекторов и инженеров со всей ответственностью коренным образом пересмотреть свои творческие позиции.
Иван Николаев: Вопросы экономики и эстетики в советской архитектуре
Статья профессора, доктора архитектуры Ивана Сергеевич Николаева «Вопросы экономики и эстетики в советской архитектуре», опубликованная в журнале «Архитектура СССР» №11, 1954 г. Правильное сочетание в архитектурном произведении интересов экономики и эстетики является одним из руководящих положений для творчества советских архитекторов. «Правда» от 28 сентября 1950 г. в передовой статье «Советский архитектор» писала: «Развитие архитектуры будет неизбежно однобоким, если в архитектурной практике не обеспечить правильного сочетания интересов экономики и эстетики.
Николай Милютин: Конструктивизм и функционализм
Статья Николая Александровича Милютина «Конструктивизм и функционализм. К характеристике архитектурных течений XX века», опубликованная в журнале «Архитектура СССР» №8, 1935 г.: Происхождение конструктивизма и конструктивная эстетика. Философия конструктивизма и его творческий метод. Переход конструктивизма в функционализм. Социальный базис и творческий метод функционализма. Что надо взять у конструктивистов-функционалистов.
Селим Хан-Магомедов: О разработке проблемы «Жилая среда и образ жизни в условиях социализма»
Что есть вещь в структуре индивидуального предметного окружения человека? Возникает необходимость разобраться в том, мешает ли вещное окружение, индивидуальная предметная среда росту духовной культуры человека и в каком вообще соотношении находятся духовная культура человека и окружающая его предметная среда? Важно прежде всего разобраться, какое отношение к задачам дизайна по формированию жилой предметной среды имеет проблема культуры разумного потребления.
Александр Попов: цикл бесед по истории строительства Московского метрополитена
Рациональное расселение – основа проектирования жилой секции (Арх. И.Л. Длугач, 1941 г.)
Типовые решения жилых секций, по которым велось и ведется строительство жилых домов, является большим шагом вперед. Применение типовых секций помогло решить задачи унификации строительных элементов и перехода на индустриальные методы строительства. Однако, эксплоатация домов выявила ряд недостатков типовых проектов. В домах, выстроенных по этим проектам, большинство квартир приходится заселять 2 и 3 семьями, что вызывает многочисленные бытовые неудобства, о которых писалось и говорилось достаточно много.
Итоги конкурса на лучший жилой дом, построенный в Москве за период с 1936 по 1941 гг.
Исполнительный комитет Московского городского Совета совместно с Комитетом по делам искусств при СНК СССР и Московским отделением Союза советских архитекторов 19 апреля 1940 г. объявил конкурс на лучший по архитектуре, удобствам и экономичности жилой дом из числа построенных за последние пять лет в г. Москве. Жюри конкурса ознакомилось с большим количеством построенных зданий, из которых около тридцати подвергло подробному изучению. Две первые премии присуждены арх. Л.О. Бумажному и коллективу в составе академиков архитектуры А.Г. Мордвинова, Г.П. Гольц и арх. Д.Н. Чечулина.
2-й дом СНК в Москве (Арх. Л.М. Поляков, 1941 г.)
В текущем году закончено проектирование застройки территории Зарядья. История проектирования на этом месте здания Наркомата тяжелой промышленности, а затем дома СНК прекрасно отражает все господствовавшие в течение последних шести-семи лет направления советской архитектуры. Картина будет еще полнее, если сюда присоединить проектирование здания НКТП на месте ГУМ. Проектирование велось в порядке серии конкурсов, в которых участвовали все виднейшие архитекторы нашей страны. Большинство из них последовательно принимало участие во всех стадиях конкурсов.
Архитектура и строительство жилого дома Ленинградского Совета
В 1931 г. было приступлено к выбору площадки для строительства первого жилого дома Ленинградского горсовета. После обсуждения всех качеств предложенных участков постановлением президиума Ленинградского совета для строительства отведен был участок по набережной реки Карповки, № 13. При решении всего комплекса жилого дома авторы стремились создать сооружение, тесно связанное с природными данными окружающего пространства. Они добивались найти такой образ большого жилого дома, в котором отсутствовали бы элементы монументальности, столь противоречащие идее жилого здания.
Проспект Стачек
Одна из новых магистралей Ленинграда – проспект Стачек берет начало у величественных Нарвских ворот. Свое название бывшее Петергофское шоссе получило в честь героической революционной борьбы рабочих славной Нарвской заставы. После Великой Октябрьской социалистической революции Советская власть сразу же приняла меры к решительному улучшению жилищных условий трудящихся. Нарвская застава была включена в черту города и было положено начало коренной реконструкции района.
Дом Совета народных комиссаров СССР в Москве
Жителям Москвы памятно это место в Охотном ряду. Еще до августа 1933 г. здесь стоял ряд невзрачных домов и домишек, в которых некогда помещались облезлые магазины, где шла бойкая «охотнорядская» торговля пером и пухом, битой птицей, копченой рыбой, соленьями и маринадами. На углу б. Тверской улицы уныло высилось ветхое здание гостиницы с громким названием «Международная». 2 августа 1933 г. участь этого типичного уголка старой купеческой Москвы была решена: правительство поручило строительной организации НКВД построить Дом СНК СССР. И уже в декабре 1935 г. первенец сталинского плана реконструкции столицы был освобожден от лесов.
Архитектура Дворца Советов. 1939
1-4 июля 1939 г. в Москве состоялся V пленум правления Союза советских архитекторов СССР с участием художников и скульпторов, посвященный вопросам архитектуры Дворца Советов. В повестке дня пленума были следующие вопросы: Строительство Дворца Советов и содружество искусств – доклад академика архитектуры Б.М. Иофана. Конструкции и материалы – доклад инж. Г.Б. Красина. Архитектура интерьеров – доклад проф. В.Г. Гельфрейха. Основная скульптура Дворца Советов – статуя В.И. Ленина – доклад скульптора С. Д. Меркурова. Монументальная живопись – доклад академика живописи Е.Е. Лансере. Скульптура Дворца – доклад скульптора Б.Д. Королева.
Кинотеатры. Щербаков В.В.
Величайшие деятели нашего времени Ленин и Сталин характеризуют молодое, растущее искусство советского кино как могучее средство массовом агитации. «Кино в руках советском власти представляет огромную, неоценимую силу», – указывает товарищ Сталин. Исключительное политико-воспитательное значение киноискусства СССР предопределило объем строительства зданий кинотеатров. Число киноустановок в СССР, увеличиваясь из года в год. достигло к 1940 году 28 200 точек...
Санатории и дома отдыха. Самойлов А.В.
Сооружение санаториев и домов отдыха является у нас одним из ответственных участков культурного строительства. Ассигнования на развитие курортно-санаторной сети, предназначенной обеспечивать нормальный отдых и полноценное лечение трудящихся нашей страны, растут с каждым годом. Архитектуре советских здравниц придается большое значение. Каждый новый успех советской архитектуры в этой области утверждает торжество социалистического гуманизма, действенность сталинской заботы о человеке.
Строительство социализма и коллективизация быта
«Строительство социализма и коллективизация быта». Ларин Ю.З. Издательство «Прибой». Ленинград. 1930: В основу настоящей книжки положен доклад т. Ларина на дискуссионном собрании в Ленинградском Отделении Коммунистической Академии. Вопросы, затрагиваемые в этой книжке, несомненно представляют в настоящее время большой интерес, но некоторые положения, выдвинутые т. Лариным, являются спорными и требуют еще дальнейшего обсуждения.
Архитектура и строительство военной академии РККА им. Фрунзе. Руднев Л.В.
Здание Краснознаменной и ордена Ленина Военной академии им. М. В. Фрунзе в Москве началось строительством 1/VIII 1932 г. и было закончено 31/XII 1937 г. Здание строилось по проекту проф. Л. В. Руднева и архитектора-художника В. А. Мунц, выбранному на основе ряда конкурсов, в которых участвовали академики архитектуры В. А. Щуко и И. А. Фомин, архитекторы М. А. Минкус, Ю. И. Шасс и др.
Общественные сооружения в колхозах. Хигер Р.Я., 1936
Ценности искусства и науки, и ценности архитектуры в том числе, должны и будут проникать во все уголки нашей великой страны по мере изживания противоположности между городом и деревней. Это необходимо отчетливо уяснить себе всем архитекторам, для которых сельскохозяйственная архитектура была архитектурой «низшего ранга». Не видеть этого — значит не видеть перспектив нашего архитектурного развития, значит тормозить движение новой, большой и интересной области искусства, техники и науки.
Развитие крупнопанельного строительства в СССР
Процесс перехода жилищного строительства в СССР на индустриальные методы имеет историю, насыщенную большими творческими поисками, научными исследованиями и экспериментальными разработками архитекторов, конструкторов и технологов. Большое значение для внедрения индустриальных методов строительства имело развитие производства в нашей стране сборных железобетонных конструкций. В 1947—1948 гг. в Москве на Соколиной Горе был сооружен первый четырехэтажный каркасно-панельный дом...
Об архитектуре колхозного жилища. Вутке О.А., 1936
Ни старая, ни современная высшие архитектурные школы до сих пор вовсе или почти не уделяли внимания архитектуре и строительному искусству на селе, а также архитектуре малых форм. Для архитектора проектирование деревенского жилища является вообще совершенно новой задачей, а проблема проектирования колхозного жилища тем более сложна, что в этой области нет почти никакого опыта. Новые социально-политические и общественные отношения вносят значительную долю новизны в идеологическое содержание задачи...
Планировка и реконструкция колхозного села. Беккер Н.О., 1936
Коллективизация сельского хозяйства коренным образом изменила социальную сущность старого села. Формы коллективного труда в условиях социалистической стройки проникают во все поры культуры и быта современного колхозника; новая техника, возрастающая общая и техническая грамотность создают новый тип селянина, с новыми культурными (потребностями, превратив единоличника в общественника-колхозника...
Архитектура московского метро в проектах. Николай Колли, 1936
Эта исключительная по интенсивности творческая работа над разрешением интереснейшей по специфике и притом актуальнейшей проблемы — архитектуры метро — не случайно совпала и с историческим этапом в развитии советской архитектуры, этапом большого творческого подъема, становления и кристаллизации творческих установок. Всем ходом социалистического строительства, ростом благосостояния страны была выдвинута необходимость строительства в Москве первого в Союзе метрополитена...
Строительство высотных зданий в Москве. Олтаржевский В.К.
«Строительство высотных зданий в Москве». Автор: Олтаржевский В.К. Госстройиздат. Москва. 1953. Книга призвана ознакомить читателей с огромным значением строительства высотных зданий в Москве, их архитектурой и методами их возведения. В книге дан проектный материал каждого из восьми строящихся в Москве высотных зданий, при этом освещается значение их как прогрессивного фактора в строительстве. Особый раздел посвящен конструкциям и многообразным видам инженерно-технического оснащения высотных зданий. В книге освещена связь архитектуры высотных зданий с традициями русского зодчества и показан приоритет советских инженеров во многих вопросах конструкции и техники...
Николай Колли: Задачи советской архитектуры. Основные этапы развития советской архитектуры
Полный текст доклада Н.Я. Колли на Первом Всесоюзном съезде советских архитекторов (16—26 июня 1937 года) по изданию: «Задачи советской архитектуры. Основные этапы развития советской архитектуры. Доклад Н.Я. Колли»; Оргкомитет Союза советских архитекторов СССР; Издательство Всесоюзной Академии Архитектуры, Москва, 1937.
Московский Дворец пионеров
«Московский Дворец пионеров». Стройиздат. Москва. 1964. Четыре года работы над проектом и сооружением Дворца пионеров, поиски решения множества проблем, с которыми мы столкнулись, эскизы, чертежи и макеты, выполненные конструкции, примененные материалы и изделия строительной промышленности, встречи и работа с людьми — каменщиками и монтажниками, отделочниками и организаторами строительства и, наконец, готовое здание — воплощение авторского замысла — все это составляет опыт нашего коллектива. Быть может рассказ о том, как сделано то, что кажется нам удачным, и о том, что мы считаем ошибочным, представит интерес для наших товарищей по профессии, ведущих практическое строительство.
Архитектурно-строительный комплекс МТС. Кандахчеан А.М., 1936
Среди возникших и возникающих, новых сельскохозяйственных центров особое место занимают МТС. МТС является совершенно новым видом сельскохозяйственного центра и что здесь отсутствуют достаточный опыт и практика. Своей планировкой, благоустройством и архитектурой отдельных зданий и сооружений, гармоническим сочетанием с окружающей природой, ландшафтом, архитектурными ансамблями, выделением в комплексе ее архитектурных центров и пр. — МТС должна быть образцом и примером для окружающих колхозов...
Каро Алабян: Задачи советской архитектуры
Сергей Баландин: Архитектурная теория Эль Лисицкого
Лазарь Лисицкий был «художником больших социальных эмоций» (Харджиев Н.), высокого творческого накала, обладавший острым чувством современности. В своей автобиографии он писал: «… наше поколение родилось в последние десятилетия XIX века и мы стали призывниками эпохи нового начала человеческой истории…». «Мы воспитаны эпохой изобретений. С 5-ти лет слушаю фонограф Эдиссона, 8 — первый трамвай, 10 — вижу кино, затем авто, дирижабль, аэроплан, радио. Чувства вооружаются инструментами увеличивающими и уменьшающими. Передовая европейская и американская техника заботится об оснастке нашего поколения. К 24 годам — диплом инженера-архитектора».