Архитектура и строительство военной академии РККА им. Фрунзе. Руднев Л.В.

Краснознаменная военная академия РККА им. Фрунзе

Книга «Архитектура и строительство военной академии РККА им. Фрунзе». Серия: Новые сооружения советской архитектуры. Вып. 2. Автор: Руднев Л.В. Предисловие - Корнфельд Я.А. Издательство Академии архитектуры СССР. Москва. 1940


В лучших произведениях искусства замысел ясно выражен простыми, сильными и вместе с тем тонкими впечатляющими средствами художественной формы. Произведение, где эти качества представлены в гармоничном сочетании, принято называть классическим.

При нарушении равновесия и преобладании одного из слагаемых, конечно, возможно еще сохранение высокого качества произведения, но отсутствие одного из требуемых слагаемых неизбежно снижает разряд произведения, в то же время слишком резко подчеркивается индивидуальная манера мастера или известное течение в искусстве.

По этой классификации произведение арх. Руднева должно быть отнесено к средней рубрике, характерной не для классической, а для романтической архитектуры: эмоциональное начало здесь решительно преобладает над всеми остальными сторонами его композиции.

Творческий темперамент арх. Руднева направлен на выражение основной идеи замысла в сильной и лаконичной форме. В этом смысле он верный продолжатель творческих традиций своего учителя, покойного академика И. А. Фомина.

Произведениям арх. Руднева недостает гармоничности: их содержание раскрывается отчасти литературными», а не пластическими средствами, формы его зданий излишне крупны и грубоваты. Деталям придается второстепенное значение, их рисунок часто не проработан в формах и в пропорциях и недостаточно верно характеризует масштаб целого.

Здание Военной академии им. М. В. Фрунзе исключительно характерно для романтического творчества арх. Руднева. Основная мысль композиции — мощь Красной Армии, ее готовность к грозному отпору всяким посягательствам — выражена сильно и концентрированно.

Высокий глухой стилобат динамически вытянут по горизонтали и сдвинут к правому углу. На тяжелом кубе, врезанном в угол стилобата, высится внушительный силуэт танка, окруженного воинами. Над стилобатом, придавив его своей массой, возвышается, резко с ним контрастируя спокойными пропорциями, прямоугольный объем монументального здания.

Поверхность всех фасадов здания геометрически расчленена на одинаковые квадратные ячейки с несколько углубленными в них квадратными окнами. Горизонтальные и вертикальные промежутки стен между ячейками совершенно одинаковы. На их пересечении легким рельефом выступают квадраты, еще более подчеркивающие нейтральный характер членений стены и отсутствие в них какого-нибудь преобладания горизонтали или вертикали. Окна не должны, по мысли проекта, мешать восприятию нерасчлененной массы стен, ограждающих прямоугольный объем здания.

Точный математический строй одинаковых членений и окон, а также свободно отстоящий монумент вызывают яркую ассоциацию с построением военной колонны с командирами на ее фланге. В этой ассоциации — сила художественного образа и основная удача замысла, осуществленного локаничными средствами.

Детали заметно уступают этому высокому уровню замысла. Однообразие орнаментики и недостаточно выисканные в масштабе модульоны на стилобате, надуманная форма горизонтальной полосы с резко контрастирующими темными полуцилиндрами, задавленный тяжелой полосой балкона вход в глубине стилобата, неожиданный и чуждый остальной композиции мотив сдвоенных пилястров под венчающим карнизом — во всем атом сказалась непоследовательность и недостаточная углубленность развития основного мотива композиции.

Внутри здания в отделке многочисленных рабочих и учебных помещений преобладает строгий деловой характер архитектуры. Выделены лишь отдельные места: парадная лестница, зал памяти М. В. Фрунзе, залы заседаний, кулуары, некоторые кабинеты.

Широкая лестница поднимается прямым маршем между стенами, облицованными полированным мрамором. Вокруг лестницы за сдвоенными полированными столбами — просторные кулуары. К обработке поверхностей их привлечены ценные породы естественных камней и дерева, искусственные мраморы, орнаментальные украшения, барельефы из фигур и знамен. Превосходно задумана и выполнена большая мозаика, изображающая боевые знамена Красной Армии, взволнованные порывом ветра.

В применении скульптуры и живописи для усиления образа и для большей его выразительности проявлено больше темперамента и изобретательности, чем тонкости вкуса и чувства масштаба интерьера. Детали несколько тяжеловесны, крупны и неровны в отношении достоинств рисунка. Но можно отметить и совершенно удавшиеся детали в рисунке дверей, в некоторых барельефах, в отделке плафона лестницы.

Общее выражение единства и концентрированной силы, которое проект стремился создать в этом здании, несомненно, достигнуто. Это говорит о творческой удаче. Несмотря на отдельные характеристики, здание Академии им. М. В. Фрунзе занимает значительное место в развитии советской архитектуры.

Архитектор Я. А. Корнфельд

Здание Краснознаменной и ордена Ленина Военной академии им. М. В. Фрунзе в Москве началось строительством 1/VIII 1932 г. и было закончено 31/XII 1937 г. Здание строилось по проекту проф. Л. В. Руднева и архитектора-художника В. А. Мунц, выбранному на основе ряда конкурсов, в которых участвовали академики архитектуры В. А. Щуко и И. А. Фомин, архитекторы М. А. Минкус, Ю. И. Шасс и др.

Участок, отведенный под строительство, представляет собой прямоугольник, длинной своей стороной (около 250 м) выходящий на Новодевичий проезд. Впереди расположен большой сад в форме треугольника. С боков здание ограничено Ново- конюшенным пер. и Плющихой. С северной стороны здание выходит на узкую улицу, которая в будущем по плану реконструкции Москвы должна быть расширена.

В проектное задание Академии входил также физкультурный сектор, который включал в себя бассейн для плавания, большой и малый гимнастические залы, зал для бокса и фехтования, два тира, в 100 и 75 м длины. По клубной части требовалось соорудить зал для собраний на 2000 чел., ряд клубных комнат с библиотекой и читальным залом и зал постоянной выставки, а также большую столовую с оборудованной кухней.

Сооружение специальной котельной в здании не предполагалось ввиду перспективной возможности постройки теплоцентрали в данном районе. До сих пор, однако, теплоцентраль не осуществлена, поэтому для котельной пришлось временно приспособить помещение подвала. В особом отдельно стоящем корпусе предполагалась постройка амбулатории с ночным диспансером для обслуживания слушателей Академии и их семей.

Программные требования в построенном здании осуществлены следующим образом. В основном массиве здание имеет 10 этажей общей высотой в 40 м. Здесь расположены все учебные помещения, классы и аудитории. Центральный коридор освещается фрамугами. Двери, ведущие в классы, расположены одна против другой для придания коридору цельной архитектурной композиции; двери — одностворные, шириною в 90 см и высотою в 2,20.м.

Со стороны главного фасада основной массив здания поднят на стилобат, в котором расположены полигоны и малый зал столовой; эти помещения освещаются верхним светом. Над столовой находятся административные помещения. Зал для собраний расположен в части здания, выходящей на Конюшенный пер. Клубные комнаты размещены в трехэтажном корпусе, представляющем северный фасад здания.

Параллельно главному корпусу, согласно проекту, скомпанован соединенный с ним физкультурный корпус, а по северной границе участка запроектирована поликлиника, без соединения её с основным зданием.

Зал собраний, клубная часть, физкультурный сектор и поликлиника, в данный момент еще не осуществлены и отнесены к постройке второй очереди. В верхнем этаже временно приспособлен зал для собраний на 700 чел.

Идея, положенная авторами в основу проекта при создании образа здания военной академии, заключалась в стремлении отразить в простых монументальных формах силу и мощь нашей великой непобедимой Красной Армии, обеспечивающей мир всему миру, но готовой всегда на удар ответить ударом.

Для выявления этой идеи авторы использовали не только средства архитектуры, но прибегли к синтезу искусств: архитектуры, скульптуры и живописи. При решении внешнего облика здания это выразилось в постановке скульптурной группы, барельефов и надписи, выражающей идею здания; при решении же интерьеров использованы были также средства художественной мозаики.

Основной объем здания, выходящий на три улицы, высотой в 40 м, представляет спокойный и монументальный силуэт. Верх разрешается глухим лбом, который расчленен пилястрами и увенчан карнизом. Архитектурная композиция стены решена расположением окон, которые своим рисунком и соответствующим оформлением придают ей ковровый характер.

Стилобат здания выступает вперед на 10 м от основания корпуса здания и имеет в высоту 8 м; он разрешен в виде спокойной гладкой стены, облицованной светлым известняком и поддерживаемой рядом полуколонн двухметровой высоты (диаметром 0,80 м) из полированного лабрадора. В глубине между ними расположены окна, освещающие подвальный этаж. Весь стилобат приподнят на две высокие ступени из неполированного гранита. Стены стилобата украшены нишами, в которых размещены каменные барельефы-композиции из серпа, молота и звезды. Стилобат охватывает поясом центральный объем здания, а на углу Новоконюшенного пер. в него врезывается куб, на котором установлена массивная скульптура в форме аллегорически трактованного танка, окруженного стоящими фигурами красноармейцев и командиров. Стоящая в настоящее время скульптурная группа танка является временной, сооружена из дерева и не в полной мере отвечает тому замыслу, который она должна выражать по проекту: мощь и непобедимость, грозный и величественный оплот мира во всем мире. Скульптурную группу предполагается соорудить из тонких меднокованых листов, укрепленных на металлическом каркасе. Общая высота группы около 15 м.

Композиционный замысел здания по Новрконюшенному пер. завершается объемом: в нервом этаже которого находятся комнаты клубной части, а во втором этаже — клубный зал на 2000 чел. в виде спокойного овала, выдержанного по своей трактовке в характере архитектуры стилобата. Как уже упоминалось, зал клуба еще не построен.

Основная конструкция центрального корпуса — железобетонный каркас. Шаг колонны — 7,30 м. Здание имеет девять этажей, стилобат выложен из кирпича. Все перекрытия железобетонные, с поперечными балками, опертыми на прогоны здания, положенные параллельно стенам по колоннам. Перекрытия коридоров — безбалочная плита.

Главный вход в здание расположен не по центру основного объема, а передвинут в сторону скульптурной группы. Большая двадцатидвухметровой ширины лестница ведет на широкую площадку, где расположен центральный вход, имеющий три дубовые двери, украшенные бронзовыми розетками. Вход перекрыт широкой выносной балкон в виде консоли, облицованной камнем. В центре, над входными дверями, надпись: «Краснознаменная, ордена Ленина Военная академия им. М. В. Фрунзе». По бокам надписи два бронзовых ордена.

Из центрального входа мы попадаем в зал им. Фрунзе.

Зал поставлен поперек основной внутренней оси, стены его обработаны светло-жёлтым мрамором; но трем сторонам его — скульптура и барельефы на темы из жизни и походов Красной Армии, между барельефами — большие доски из белого мрамора. Торец зала имеет форму полукруга; на нем во всю высоту размещена мозаика — красные знамена на золотом фоне. Мозаика исполнена мозаичной мастерской Академии художеств в Ленинграде, под руководством художника В. А. Фролова, основной замысел ее дан авторами проекта, эскизы выполнены академиком живописи E. Е. Лансере и разработаны художником Л. Е. Фейнбергом. Общая площадь мозаичного панно — 70 м2. Это первая мозаика, установленная в общественном здании нашего Союза.

В центре полукруга перед мозаикой расположен бюст М. В. Фрунзе. Временно поставлен бюст из черного камня на деревянном пьедестале, но черный бюст должен быть заменен белым мраморным, а пьедестал будет сделан из серого мрамора. Пол зала — из мраморных плит белого и черного цвета.

Ступени главной лестницы — из белого мрамора, стены — из желтого. Колонны вокруг лестницы — из искусственного мрамора с гипсовыми капителями. Против лестницы во втором этаже на глухой стене расположен герб СССР, выполненный из гипса и бронзированный.

Стены зала заседаний облицованы искусственным мрамором светлорозового тона со скульптурными бронзированными барельефами. По стенам — ниши для портретов. Стены главных кабинетов начальника и комиссара Академии облицованы карельской березой и карагачом.

Столовая, имеющая высоту двух этажей и расположенная в цокольном этаже, облицована искусственным мрамором светлого тона, а диетическая столовая, расположенная в стилобате, — темной расцветки. На плафоне в потолке большого зала столовой повешена люстра сложного рисунка.

Все стены учебных помещений покрашены масляной краской. Потолки в классах — кессончатые, в кессонах расположены лампы. Паркет выполнен всюду на асфальте, перила лестниц — железные, розетки на перилах — бронзовые.

Библиотека, расположенная около центрального входа, носит скорее характер книгохранилища. В целях удобного использования для каждого учебного курса это книгохранилище расположено по вертикали в четырнадцати этажах, при высоте каждого этажа в 2,80 м от иола до потолка. Во втором и третьем этажах к книгохранилищу примыкают читальный и абонементный залы.

Все основные лестницы имеют лифты. Устроенный на центральной лестнице патер-ностер в эксплоатации себя вполне оправдал.

Аудитории, имеющие высоту двух этажей, расположены одна над другой в торце здания, выходящем на Плющиху.

В здании устроена приточно-вытяжная система вентиляции, причем особенность ее заключается в том, что для всего здания имеется лишь одна вентиляционная камера, вынесенная за пределы здания и находящаяся под землей, в саду. В этой камере сосредоточено центральное управление по регулировке потока воздуха во все помещения, через особо проложенные каналы (тоннели), расположенные на глубине 5 м ниже уровня земли. Приток воздуха происходит через заборную камеру в наружном сооружении, которое имеет вид фонтана. Фонтан сооружен в саду, на расстоянии около 100 м от центрального входа, в виде водоема из двух ваз, одна под другой, и имеет общую высоту около 12 м. Фонтан сооружен из железобетона и облицован гранитной крошкой.

Вентиляционные коробки расположены по коридорам с выходом отверстий в помещения.

Все окна и двери дубовые. Перегородки имеют толщину в 21 см и осуществлены из трех рядов досок с воздушной прослойкой.

Скульптурные работы как внутренние, так и наружные выполнены ленинградским скульптором И. В. Крестовским и приглашенными им бригадами лепщиков, модельщиков и чеканщиков.

Обработка стен основного корпуса — искусственная штукатурка с применением пуццоланового цемента.

Для постройки здания Военной академии был создан особый строительный участок ВСУ РККА, который в основном и выполнял все работы.

Столярные изделия выполнялись деревообделочным заводом, а все остальные виды работ (электрооборудование и все спецработы) соответствующими производственными отделами ВСУ РККА.

В наружной отделке здания строительство пользовалось консультацией лаборатории по отделке зданий Академии архитектуры СССР.

Стахановское движение нашло свое отражение и на строительстве здания Военной академии. Ярче всего это выразилось в производстве штукатурных и особенно арматурных работ, показатели которых заняли одно из первых мест.

При производстве работ особое внимание было уделено вопросам механизации, а также авторского и технического надзора, что обеспечило в результате высококачественную строительную продукцию.

поддержать Totalarch

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)