VII. Основные принципы построения архитектурных фантазий

Глава «Основные принципы построения архитектурных фантазий». Архитектурные фантазии. 101 архитектурная миниатюра. Яков Чернихов. Международная книга, Ленинград, 1933 г.


Все подразделения построений и отображений архитектурных фантазий распределяются по тем признакам, которые им присущи как в части их конструктивного, так и в части композиционного комплектования. Характерная особенность каждого такого признака позволяет выявить специфические свойства архитектурной композиции и отнести ее к соответствующему разряду. Рассмотрим основные принципы композиционно построения архитектурных фантазий с некоторой их расшифровкой.

„А“. КОМПАКТНАЯ ГРУППИРОВКА ЗДАНИЙ В ОДНОМ ЦЕЛОСТНОМ ЗАВЕРШЕННОМ ОБЪЕДИНЕНИИ ЭЛЕМЕНТОВ СООРУЖЕНИЙ В ПЕРСПЕКТИВНОМ ИЛИ АКСОНОМЕТРИЧЕСКОМ ИЗОБРАЖЕНИИ

Этот вид композиций заключает в себе абсолютное воплощение целостного объединения сооружения в некоторую общую массу (композиции 4, 33), характерную тем, что в спаянном сочленении составляющие элементы дают законченную, замкнутую, связную конструкцию. Особенностью таких сооружений является их убедительная статичность и некоторая монолитность. При созерцании таких строений, зритель воспринимает массу как в ее пространстве, так и в ее весе (тяжести). Обработка больших плоскостей может ограничиться самыми необходимыми частями. Конструктивные признаки ритмического сочетания „составляющих“ элементов приобретают свое явное выражение. Кроме указанного типа, к разряду рассмотренных произведений следует отнести также сооружения, в которых отдельные массивы выделяются в стороны, или вверх (композиции 1, 32), или же отдельными группировками масс (композиции 30, 42). Здания подобного характера подчеркивают статичность одних частей и динамичность других.

Особо следует выделить из второй группы те сооружения (композиции 24, 25), в которых явно-подчеркнуто выделены сильно возвышающиеся части и большие массивы горизонтально-распласчатого состояния. В тех случаях, когда только массы строений объединены пространственными переходами, появляется потребность или в фермовых стойках (композиция 70) или же в железобетонных устоях (композиция 3).

„Б“. ВЫРАЗИТЕЛЬНАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ „СОСТАВЛЯЮЩИХ“ АРХИТЕКТУРНОЕ СООРУЖЕНИЕ С ПОКАЗАТЕЛЬНОЙ ДЕМОНСТРАЦИЕЙ СВОЕОБРАЗНЫХ СЛОЖНЫХ СОЧЕТАНИЙ МАСС ЗДАНИЙ

Требования производства или специальные условия работы здания диктуют необходимость постройки таковых в особом типе. Своеобразие сочетаний „составляющих“ элементов получается вследствие появления криволинейных объемов в конструктивной спаянности с прямолинейными и криволинейными конструкциями. Будучи иногда исполнены на стойках-фермах (композиции 5, 28), здания подобного вида наиболее сильно выражают пространственность и даже решают ее. Но кроме этого, мы наблюдаем наличие максимальной динамичной экспрессии. Сложные, по своей форме здания изгибающихся тел вращения (композиция 76), с дополнительными конструкциями других частей, также дают особый тип сооружений, резко отличный от обычных прямолинейных масс зданий. Появление сооружений рассматриваемого характера в натуре вызовет специальные „разрешения“ как в части чисто-строительных этапов, так и в архитектурно-композиционных моментах работы зодчего.

„В“. ПОКАЗАТЕЛЬНОЕ ВЫЯВЛЕНИЕ ПЛАНА В КОНСТРУКТИВНО-СВЯЗНЫХ ОБЪЕМАХ СООРУЖЕНИЙ С ЯВНЫМИ ПРИЗНАКАМИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СПАЯННОСТИ

Архитектурные фантазии в подобном разрешении представляют один из совершеннейших современных приемов архитектурного графирования путем аксонометрического изображения тех комплексных сооружений, которые решаются зодчим. Если, в одном случае, мы имеем объединение только одних прямолинейных форм (композиции 47, 48), то в другом (композиции 26, 43, 49) — сочетаются изогнутые объемы, тела вращения с прямолинейными массами. Выбрать зрительную точку в построениях такого порядка так же важно, как и при перспективной панораме. Надо, с одной стороны, показать в выгодном свете планировку сооружения и убедить зрителя в ее целесообразности и приемлемости, а с другой, — продемонстрировать сочетания объемов с таким расчетом, чтобы лучшие моменты скомпанованных масс зданий и их „составляющих“ элементов были бы выражены в полном соответствии с поставленными к ним требованиями. Наиболее выпирающие или выступающие части зданий следует отобразить так, чтобы они не закрывали собою нужных нам частей и, в свою очередь, не заслонялись бы в ущерб себе. Самый графический прием можем варьировать различно. Иногда (композиция 45) мы пользуемся недоговоренностью графической или отмывочной техники, а иногда (композиция 48) применяем более четкий передний план и графический (легкий) задний план. В некоторых случаях нам желательно выразить нашу архитектурную композицию на сплошном (композиция 43), или частичном черном (цветовом) фоне (композиции 26, 49).

„Г“. ЯВНО ВЫРАЖЕННАЯ КОНСТРУКЦИЯ СООРУЖЕНИЙ-УСТАНОВОК ФЕРМОВО-СТЕРЖНЕВОГО ХАРАКТЕРА С ПОКАЗАТЕЛЬНОЙ ДЕМОНСТРАЦИЕЙ ПРОСТРАНСТВЕННОСТИ

Всякие открытые установки и мостовые сооружения дают нам возможность демонстрировать интересные и удачные результаты таковых с очевидной их наглядностью. Некоторые из творений подобного цикла сооружений представляют собою завершенный тип усложненной формы (композиция 80). Убедительность и спаянность участвующих частей в гармонично-связное сочетание „составляющих“ элементов сильно действуют на нас и всем своим завершенным целостным объединением воплощают в своих решениях достижения современной техники. Консольная система, имеющая всестороннее применение в практике сооружений, демонстрируется в показательном решении (композиция 74). Оправданность конструктивного выполнения этой задачи находит ответ у каждого инженера-конструктора еще до аналитической проверки таковой. Изобретение подобной или другой своеобразной конструкции составляет необходимость работы многих зодчих. В композиции 79 мы имеем возможность наблюдать доминирующее выявление устоев-быков и мощных консолей. Сооружения рассматриваемых объектов во всех почти своих случаях показывают мощь, силу и динамику „составляющих“ элементов при их специальном сочетании открытого типа конструкций. Когда мы сможем подобные устройства показать не только в их объемно-пространственном выражении, но и в цветовой иллюминовке, то сила воздействия их на глаз зрителя будет максимальной. Краска, придавая в одном случае тяжесть, а в другом — легкость окрашиваемых объектов, позволит разрешить пространственные формы в их наилучшем представлении.

„Д“. МОЩНАЯ СПАЯННАЯ УСТАНОВКА МОНОЛИТНОГО ХАРАКТЕРА ЯВНО-УСТОЙЧИВОГО ВИДА С МАКСИМАЛЬНОЙ УПРОЩЕННОСТЬЮ УЧАСТВУЮЩИХ ФОРМ

Закрытые установки-сооружения во всех почти случаях поражают своими глухими, как бы цельными массивами. Без всяких удробляющих „составляющих“ элементов, грандиозные по своей величине и находящиеся в заведомо-определенных сочетаниях друг с другом — эти построения производят иногда на психику зрителя удручающе-давящее впечатление. В зданиях подобного типа жизнь как бы сосредоточивается в нем самом внутри — замкнуто, а по отношению к окружающим — полная замкнутость и изолированность. Здесь мы наглядно убеждаемся в том, какое значение имеет для человека форма и комбинация форм между собою. Оживляющим моментом является иллюминовка сооружений такой категории. В композиции 7 мы имеем ритмичное по форме сочетание цилиндрических объемов, при дополнительных „составляющих“ прямолинейного типа. Повторность формы и даже повторность размера дают строгое ритмическое объединение элементов сооружения. Когда же мы сочетаем объемы различного порядка (композиция 35), то получаем совершенно иную картину. Более целостное и строгое решение (композиция 73) мы имеем тогда, когда заранее обдуманные конструктивные сочетания сложных тел, параллелепипедов и решетчато-формовых установок объединяем в полном их согласии друг с другом.

„Е“. УСЛОЖНЕННАЯ КОМБИНАЦИЯ „СОСТАВЛЯЮЩИХ“ РАЗЛИЧНОГО ПОРЯДКА С ДЕКОРАТИВНОЙ ИХ ОБРАБОТКОЙ И УДРОБЛЕНИЕМ ВСЕХ УЧАСТВУЮЩИХ ЭЛЕМЕНТОВ

Все композиции этой серии архитектурных фантазий явно-надуманного характера и иллюстрируют „возможные“ сооружения. В композиции 11 показаны случаи надземных переходов при резкой и четкой иллюминовке зданий. Самый способ графирования в этой фантазии применен условно-графически. Для показа возможных решений в светоцвете некоторые композиции решены в теплых тонах (композиция 10), а некоторые — в холодных красках (композиции 13 и 15), а в композиции 12 мы имеем сочетание теплых и холодных. Все эти фантазии сильно утрированы как в части своего конструктивного построения, так и графического оформления. Как упражнения архитектурного порядка подобные композиции интересны и полезны.

Наибольшей надуманностью отличается композиция 14. Все оформление ее рассчитано на декоративность. Подобные построения могут быть использованы в театральных постановках. Всем рассмотренным в этой труппе архитектурным фантазиям свойственно наличие динамичности, благодаря присутствию сочетания вертикальных масс сооружения.

„Ж“. ДЕМОНСТРАЦИЯ УСТРЕМЛЕННОСТИ И ВЕЛИЧЕСТВЕННОСТИ С ВЫРАЖЕННОЙ ПРОСТРАНСТВЕННОСТЬЮ И ДИНАМИЧЕСКИМИ ПРИЗНАКАМИ. СОЧЕТАНИЯ КОНСТРУКТИВНО-ОБЪЕДИНЕННЫХ ЛИНЕАРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ

Комбинацией линий различного порядка мы имеем возможность демонстрировать в доказательно-наглядной форме явления устремленности, величественности, грандиозности и даже веса передаваемых архитектурных объектов. Рассматриваемые композиции несомненно приноровлены к тому, чтобы доказать в убедительной графической форме, что с помощью сочетаний прямых и кривых линий, даже без участия плоскости, поверхности и объема мы можем добиться искомых или поставленных проблем. Каждая из представленных композиций своеобразна по своему основному конструированию. В композиции 16 на вертикальных линеарных стойках покоятся изогнутые линеарные „составляющие“ элементы. Композиции 17, 18 показывают цилиндрические кольца и полукольца в сочетании с прямыми линиями своеобразной пространственной формы. В некоторых случаях объединение линеарных „составляющих“ имеет стремление передать монолитность и конструктивную связь элементов между собою. Если в одной композиции мы применяем теплую гамму цветов, то в другом построении — холодную, затем смешанную и т. д. Это позволяет внести не только некоторое разнообразие, но и усилить те моменты, которые нас интересуют при исполнении задания.

„З“. ПРОСТРАНСТВЕННАЯ КОНСТРУКЦИЯ С ПОКАЗАТЕЛЬНОЙ СВОЕОБРАЗНОЙ СТЕРЖНЕВОЙ СИСТЕМОЙ ЭЛЕМЕНТОВ И С ПРИЗНАКАМИ ЯВНОЙ ДИНАМИКИ ФОРМ

В поисках таких конструктивных решений стержневого порядка и с целью обнаружения более совершенных решений некоторые архитектурные фантазии дают возможность отобразить графически эту проблему. Выявление мощных гигантских фермовых упоров (композиция 72) показательно демонстрируется в виде своеобразно скомпанованной фермовой конструкции. В этом же архитектурном выражении мы обнаруживаем признаки четкой статичности сооружения. Совсем иную картину представляет другая архитектурная фантазия (композиция 82). Своеобразие конструктивного объединения стержней, явно-надуманного типа, показывает решение не только с максимальной его пространственностью, но и с выраженными признаками динамики сооружения. Острота композиционного сочетания „составляющих“ элементов выделяет эту фантазию из ряда других не только своим графическим разрешением, но также особой конструктивной „согласованностью“. Подобная согласованность является редким моментом в архитектурных работах и выделяет композиции этого рода из многих проделываемых работ. В композиции 82 мы можем еще заметить резкое сопоставление переднего плана с задним. Последний удроблен и затенен в угоду первому, который является доминирующим и, этим самым, дает возможность наилучшим образом выявить ударные места.

„И“. АКСОНОМЕТРИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ПЛАНИРОВОЧНОГО ХАРАКТЕРА СЛОЖНЕЙШЕГО МАССОВОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ СООРУЖЕНИЙ С ВЫРАЖЕННОЙ МАГИСТРАЛЬНОСТЬЮ

Рассматриваемые архитектурные композиции этого вида имеют целью продемонстрировать ряд опытов комбинации объемов массового характера. Объединение сооружений в некоторое совместное состояние может быть решено:
1) при прямолинейно-прямоугольной магистральности (композиции 50, 52, 53, 57);
2) при прямолинейно-косоугольной (композиция 55);
3) при участии криволинейных и других элементов (композиции 51, 54, 56);
4) узловым порядком сочетаний и т. д.

Во всех этих построениях проведены различные комбинации объединения объемов, но в крайне упрощенном виде выявления последних. Общей картины сочетания объемов усложненного типа в решениях подобных фантазий не проведено. По своему графическому отображению некоторые композиции отличны от других. Условные приемы, примененные в данных случаях, не исчерпывают собою возможных других способов графирования, но несмотря на это, мы имеем возможность судить об основных принципах построения этих фантазий.

„К“. СЛОЖНАЯ КОМБИНАЦИЯ СОВМЕСТНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ СКОМПЛЕКТОВАННЫХ ЗДАНИЙ С ГИГАНТСКИМИ ФЕРМОВЫМИ СООРУЖЕНИЯМИ

В фабрично-заводских сооружениях объединение сплошных масс с фермово-решетчатыми конструкциями имеет наибольшее применение. Увязка между собою столь различных по характеру сооружений представляет несомненно интересную задачу для зодчего. Если мы рассмотрим внимательно особенность сочетания объема и фермы, то заметим в одной группе сооружений (композиции 27, 37, 69, 71) доминирующее наличие мощных масс объема при дополняющих гигантских фермовых элементах. В другой группе (композиции 2, 8, 36, 39, 40) фермово-решетчатые части принимают наибольшее участие. Самый тип фермы и ее мощность крайне различны по своему виду, простираясь от ажурно-легких (композиция 36), до монолитно-мощных (композиция 8). Способы конструктивного решения ферм очень разнообразны и в каждой решенной композиции представлены различно. Еще следует упомянуть о ряде архитектурных построений совместного сочетания объема и фермы, так называемого, „перемежающегося“ характера. В этих построениях (композиции 6, 23, 38, 41) не имеется предпочтения объема или фермы друг перед другом и самый характер сооружения состоит из отдельных звеньев того или иного из указанных элементов. Все эти звенья связываются между собою теми же „составляющими“.

„Л“. ПОКАЗАТЕЛЬНАЯ ДЕМОНСТРАЦИЯ КОНСТРУКТИВНО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО СОЧЕТАНИЯ СООРУЖЕНИЙ В АКСОНОМЕТРИЧЕСКОМ И ПЕРСПЕКТИВНОМ ИЗОБРАЖЕНИИ В ЧИСТО ЛИНЕАРНОМ РЕШЕНИИ

Одним из интереснейших этапов разрешения оформления архитектурных объектов следует выделить способ линеарного воспроизведения композиций. Участвующие линии иллюминируются в цвете, согласно с общей композиционной архитектурной задачей. Отображать можно построения в ортогонали, в перспективе и в аксонометрии. Наилучшие результаты получаются при аксонометрии (композиции 65, 66, 67 и 68). В перспективах (с горизонта) очень трудно передать линеарным путем эту задачу так, чтобы она была выявлена наиболее показательно (композиция 64). Все построения рассматриваемой группы изложены чисто графическим путем. В них следует в период построения тщательно проработать вопрос отображения объема в линиях. Для придания всей архитектурной композиции лучшего ее выражения, разбивка на сетку каждой плоскости объема составляет один из важных этапов работы. В некоторых случаях (композиция 67 и 68) небезынтересно дополнить построение легкой отмывкой вне ущерба основному принципу графирования работ рассматриваемого порядка. Еще следует указать на то, что в этих работах необходимо применять прием недоговоренности, так как, при абсолютной законченности, линеарные композиции принимают очень ограниченный характер отображения.

„М“. ПАНОРАМНАЯ СЛОЖНЕЙШАЯ КОМПОЗИЦИОННАЯ АРХИТЕКТУРНАЯ ЗАДАЧА С ОСОБОЙ ЗРИТЕЛЬНОЙ ТОЧКИ ПРИ НАЛИЧИИ БОГАТОГО КОНСТРУКТИВНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ СООРУЖЕНИЙ МЕЖДУ СОБОЮ

Если в предыдущих архитектурных фантазиях имелось устремление показать композицию сооружений различного типа с различнейших зрительных точек, если при этом каждая композиция графически отображалась в той форме, которая наиболее ей подходила, то некоторым завершением проделанной работы могут быть такие построения, которые интересны не только своей сложнейшей комбинацией „составляющих“, но и „особых“ зрительных точек, дающих возможность представить наши замыслы в наиболее совершенном их виде. Особенное внимание мы уделяем в этих сложных построениях общей гармоничной увязке между собою сооружений различного вида и характера в некоторый единый целостный комбинат (композиции 84 и 85). Немаловажным моментом является способ графирования, который в исключительных своих решениях дает законченную панораму в наилучшем своем выражении. „Составляющие“ элементы, собранные воедино для решения нашей архитектурной задачи, принимают, в некоторых случаях, своеобразный вид и, при наличии композиционного метода построения архитектурных фантазий этого рода, приобретают исключительный интерес.

Общий обзор перечисленных 12-ти заданий построения архитектурных фантазий не исчерпывает собою ни в какой степени возможных раз решений изучаемой области. Эти случаи даже не охватывают тех принципов построений, кои приведены в данном труде. Здесь проанализирована только часть основных принципов построения архитектурных фантазий, исполненных в цветовых таблицах, и ничего не сказано о сути отображения архитектурных миниатюр, которые также имеют свое собственное лицо в этой книге.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для предотвращения попыток автоматической регистрации