Архитектура интерьеров. Доклад проф. В.Г. Гельфрейха

Архитектура интерьеров. Доклад проф. В.Г. Гельфрейха. Архитектура Дворца Советов. Материалы V пленума правления Союза советских архитекторов СССР 1-4 июля 1939 года. Издательство Академии архитектуры СССР. Москва. 1939


Дворец Советов — памятник великому Ленину, монумент сталинской эпохи, призванный отразить победы социализма в нашей стране и борьбу советского народа за построение коммунистического общества. В отличие от всех дворцовых монументальных сооружений прошлого, наш Дворец прежде всего — Дворец народа.

Это огромное, мировое значение Дворца Советов, его социалистическое содержание требуют от архитектуры Дворца большой идейной выразительности, принципиальности и целеустремленности, исключительного художественного и технического совершенства. Архитектура интерьеров должна прежде всего соответствовать назначению помещений и создавать образы, трактующие тематику языком социалистического реализма.

В архитектуре интерьеров Дворца Советов не должно быть мишурности и напыщенности. Вместе с тем, при всей своей простоте и сдержанности интерьеры должны быть радостными, монументальными, выразительными и богатыми в обработке, отражая мощь и богатство Советского Союза.

Архитектура интерьеров должна быть созвучна наружной архитектура Дворца, отвечая в то же время всем требованиям самой природы внутренних помещений (большая теплота обработки, специфичность облицовочных материалов, богатство цвета и т. д.).

В архитектуре интерьеров должны быть использованы все особенности принятых проектом конструктивных решений. Изобразительные искусства — скульптура и живопись, — призванные показать исторические события эпохи построения социализма, показать людей, строящих коммунистическое общество, должны входить в интерьер, как его неотъемлемая часть.

В процессе работы над проектом Дворца уже выявились основные решения главных объектов интерьера (Большой зал, Малый зал, главные и боковые фойе и т. д.). Выявлены также темы главных помещений, являющиеся отправной точкой для дальнейшей работы над развитием тематики. Так, Большой зал предполагается оформить, как Зал народов, Малый зал — как зал Республик Союза, главное фойе — как зал Сталинской Конституции и два боковых фойе — как залы Героики гражданской войны и Героики строительства социализма.

Останавливаясь на основных принципах, положенных в основу проектирования интерьеров, необходимо прежде всего отметить то обстоятельство, что при подходе к зданию снаружи человек охватывает всю архитектуру сооружения полностью и получает цельное, законченное впечатление от идеи сооружения, восприятие же архитектуры интерьеров получается при проходе через целый ряд помещений, которые должны раскрывать постепенно идею сооружения.

При переходе из помещения в помещение Дворца по вертикали посредством эскалаторов и подъемников необходимо учесть, чтобы обработка помещений транспортных устройств находилась бы в соответствии с характером архитектуры интерьеров. Также надлежит избегать резкого контраста при входе в здание, могущего создать неблагоприятное впечатление. Необходимо найти такие архитектурные формы, которые бы исключили возможность возникновения ощущения заниженности помещений. Этого можно достигнуть средствами самой архитектуры, а также светом и расцветкой.

Ввиду того, что принятая конструкция Дворца Советов представляет собой стальную каркасную систему, элементы которой имеются в помещениях, необходимо, чтобы эти элементы получили свое отражение в архитектурных формах, которые применяются в интерьерах. Так, при облицовке стен естественным камнем (что во Дворце Советов будет иметь большое применение) следует откровенно выявить природу облицовки, категорически исключая ложную трактовку каменной кладки.

Учитывая, что стальные конструкции допускают большие пролеты между несущими столбами, следует использовать эти новые возможности в архитектурном решении, отказавшись от подражания образцам архитектуры прошлого, возникшим на основе применения совершенно других материалов (камень, кирпич, деревянные балки) в перекрытии и другого уровня развития техники.

Широкое место в обработке интерьеров должны получить новые облицовочные материалы, которые сами подскажут и новые формы архитектуры.

Сильным оружием в руках архитектора при обработке интерьера является также цвет, который дает возможность придавать помещению определенный характер — парадность — и подчеркивает нужные элементы интерьера.

Ввиду специфичности многих помещений Дворца Советов, освещаемых только искусственным светом, исключительное значение приобретает проблема использования света. Приемы искусственного освещения (открытый и отраженный свет) диктуются замыслом интерьера и должны быть отражены в его архитектуре (формы плафона и пр.). Осветительная арматура является весьма ответственным элементом в интерьере Дворца.

В условиях Дворца Советов, при наличии колоссального объема помещений, требования акустики зачастую диктуют применение для облицовки помещений специальных акустических материалов, а также влияют на формообразование перекрытий и стен.

Все сказанное здесь относительно специфичности облицовочных материалов, соответствия архитектуры интерьеров конструкциям, а также всестороннего учета технических требований отдельных помещений является основной предпосылкой современного решения архитектуры интерьеров.

Однако для такого сооружения, как Дворец Советов, этого, конечно, мало. Здесь нужна архитектура, дающая волнующие образы, отвечающая современному миросозерцанию, отражающая всю сущность нашего строя, идеи нашей современности. Тут на сцену выступает художник, который средствами живой архитектурной формы, трактовкой деталей, средствами живописи и скульптуры должен способствовать раскрытию архитектурного замысла и развитию общего стиля интерьера.

Насколько в решении наружной архитектуры Дворца Советов важную роль играет скульптура, настолько в его интерьерах эту роль призвана осуществлять главным образом живопись, которая в раскрытии темы зачастую становится ведущей.

Нужно помнить, что Дворец Советов является не музеем произведений скульптуры и живописи, выявляющим идею Дворца, а архитектурным памятником Ленину, в котором средствами архитектуры, инженерии, скульптуры и живописи должна быть развита тема: Дворец Советов — памятник Ленину, памятник эпохи построения социализма в нашей стране.

К видам монументальной живописи, которая найдет применение во Дворце Советов, относятся фрески, мозаика, майолика, различные живописные панно, гобелены, витражи.

Глубинное или плоскостное решение стенной живописи должно в каждом отдельном случае диктоваться общим архитектурным замыслом. Живопись должна быть также увязана со световой гаммой интерьера. К скульптуре применимы те же требования, что и к живописи. При выборе материала для скульптуры его цвет и фактуру необходимо увязать с архитектурой интерьера. Материалом для скульптуры в интерьерах Дворца могут служить: цветные металлы и их сплавы, мрамор, может быть, подцвеченный мрамор, а также стекло.

Орнамент в интерьерах Дворца Советов играет большую роль. Он может помочь раскрытию тематики интерьера и является в то же время декоративным элементом. В отношении орнамента должна быть проведена большая работа. Здесь может быть применена резьба по камню, дереву, металлопластика. При создании орнамента следует широко использовать многообразие технических приемов и богатый опыт творчества наших братских народов.

Художественные ткани также входят в интерьер Дворца Советов как один из его элементов. Необходимо заблаговременно провести серьезную работу по проектированию тканей (расцветка, рисунок, фактура).

Мебель также требует большой работы, так как в помещения монументального характера она должна войти как элемент архитектурной обработки. Совершенно необходимым поэтому является проектирование мебели совместно с проектированием интерьера. То же относится и ко всем деталям, как оконные, дверные приборы и т. д.

В таком грандиозном сооружении, как Дворец Советов, необходимо применение стандартов. Конечно, в парадных помещениях Дворца стандарт не должен стеснять проектировщика, но во всех остальных помещениях для элементов внутренней обработки (например для обработки стенных карнизов, дверей, окон и т. д.) должны быть найдены стандарты. При большом количестве таких помещений это поможет избежать разнобоя в их обработке.

Объемы Дворца Советов и колоссальное количество помещений в нем потребовали особой формы организации проектирования. Все работы разделены на четыре комплекса: комплекс Большого зала и высотной части, комплекс стилобата, комплекс Малого зала и комплекс фасада. Таким образом, в каждом комплексе сосредоточена группа помещений, которая решается, как самостоятельный ансамбль, выражающий, вместе с тем, общую идею Дворца.

Работы во всех этих комплексах проводятся в полном контакте архитектора с инженером, скульптором, живописцем и художником по прикладному искусству. Руководство всеми работами по интерьерам Дворца сосредоточено в авторской группе.

В комплекс Большого зала и высотной части сооружения входят: сам Большой зал на 21 тыс. зрителей, кольцевые кулуары, помещения для президиума и его аппарата, для дипломатического корпуса, для советской и иностранной прессы, артистические помещения и помещения технического назначения.

Большой зал является композиционным центром не только этого комплекса, но и всего Дворца Советов.

Работа над Большим залом ведется с самого начала проектирования Дворца Советов, как над главным объектом сооружения, как над объектом, решение которого тесно связано с объемным решением и наружным обликом Дворца. Варианты интерьера Большого зала за время проектирования много раз рассматривались в Совете строительства, который неоднократно давал указания для дальнейшей работы.

В настоящее время проект Большого зала уже находится в таком состоянии, что существует возможность говорить о нем как о почти завершенном проекте. Большой зал предназначен для проведения массовых торжественных собраний, народных празднеств, театрализованных, музыкальных и физкультурных выступлений. Собрания могут носить и характер докладов в грандиозной аудитории с показом диапозитивов и фильмов.

По последнему проекту Большой зал — это круглое помещение диаметром в 140 м и высотой в 100 м, вмещающее, как уже было сказано, 21 тыс. зрителей. Большой зал — самый грандиозный и монументальный зал в мире. Правда, имеются залы с большим количеством зрителей, но это крытые стадионы, помещения, решенные не в монументальной архитектуре, а в архитектуре типа манежа.

Большой зал, являющийся композиционным центром Дворца, олицетворяет идею всенародности, торжество народов, за осуществление которого отдал свою жизнь Владимир Ильич Ленин.

Решение этого зала можно было осуществить только средствами содружества всех родов искусства. Объем Большого зала достигает до 1 млн. м³. Это диктует и его архитектуру, которая должна быть монументальна и проста. В зале должно легко дышаться, входя в помещение, зритель должен чувствовать радость, монументальность не должна его подавлять. Зал должен быть оснащен и оборудован на основе последних достижений науки и техники; он должен быть современен.

Эти соображения и привели к окончательному решению Большого зала, где вследствие грандиозных масштабов архитектура играет первостепенную роль в раскрытии основной темы этого зала, как зала всенародной демократии.

Зал имеет форму круглого амфитеатра, который в верхней части окружен рядом монументальных пилонов светлого мрамора, стоящих на цоколе. Предполагается применить здесь кибик-кардонский мрамор.

Часть амфитеатра отведена для президиума и обработана в виде ступенчатых террас, облицованных мрамором с вкраплением порфира.

Эта часть амфитеатра является самой парадной частью зала. Над местами президиума помещены гербы одиннадцати союзных республик и герб Советского Союза. Места президиума увенчаны скульптурной группой, изображающей Ленина, ведущего народы к коммунизму. Это подчеркивает идею Большого зала как всенародного амфитеатра, где осуществляется торжество социалистической демократии.

Зал перекрыт куполом подвесной конструкции. Облицовка купола выполняется из легкого профилированного металла, отвечающего необходимым акустическим требованием.

Формообразование купола также соответствует требованиям акустики. Купол обработан каннелюрами и расчленен на три пояса, с заложенной в них осветительной арматурой, что дает легкое и воздушное решение, создает для сидящих в зале иллюзию открытого неба, так как купол является световым источником, освещающим зал своим отражающим светом.

Купол зала завершается большой светящейся пятиконечной звездой из металла и самоцветов. Кольцевые кулуары, расположенные за пилонами зала, могут быть, при соответствующей акустической обработке стен и пола, использованы как променуары во время заседания. Их стены предполагается покрыть живописью, фресками или гобеленом на тему «Счастливые народы СССР», трактуя эту тему, как светлый образ труда.

Места для зрителей запроектированы в виде ряда кресел из штампованной стали, одетой в специальную массу цвета слоновой кости, покрытых кожей. Через спинки кресел осуществляется вентиляция зала.

Большой зал, являясь главным залом заседаний, может, как было сказано выше, быть использован и для театрализированных выступлений и физкультурных парадов. При использовании зала для этой цели огромное значение приобретают световые эффекты, которые также предусмотрены проектом.

Сценическая площадка Большого зала является среднезальной ареной, имеющей 42 м в диаметре, находящейся в лучших условиях видимости и слышимости и легко освобождающейся при помощи центрального подъемника от зрительных мест. В качестве сцены могут служить и места президиума, представляющие собой систему театральных площадок, разрешенных в виде перспективно построенной архитектурной декорации и естественно освобождающихся от своего основного назначения на время театральных представлений.

Кольцевые кулуары также могут быть использованы для эпизодических показов живых исполнительских кадров или кинопроекций, иллюстрирующих и поясняющих основное сценическое действие.

Под среднезальной ареной, вокруг шахт центрального подъемника, располагается обширный трюм с кольцевым конвейером, на котором размещаются восемь площадок со стационарными и временными установками. К числу стационарных установок относятся: театральный трюм, водяной резервуар, киноэкраны и т. п. Четыре площадки могут быть по заданию режиссера использованы для организации искусственного ледяного катка, светящегося пола и проч.

Такая система площадок, не нарушая основных требований, предъявляемых к Большому залу, таит в себе комплекс богатых постановочных возможностей для проведения театрально-зрелищной и концертной работы.

В комплекс стилобата входят: три вестибюля, расположенных со стороны главного входа, Москва-реки и Волхонки, гардероб, три вестюбиля-фойе, главное фойе, два боковых фойе с аванзалами, залы приема, а также пункты питания и ряд помещений технического назначения. Таким образом, почти все помещения этого комплекса окружают Большой зал и подводят к нему. Тема Большого зала диктует как тематику этих помещений, так и ее последовательное развитие и непрерывное нарастание по мере приближения к Большому залу. Грандиозные размеры Большого зала, простая и величественная его архитектура, являются как бы последним аккордом, разрешающим постепенно нарастающую тему.

Некоторые из перечисленных помещений могут рассматриваться и самостоятельно. К таким помещениям следует отнести главным образом зал Конституции и два боковых фойе. Движение масс в Большой зал идет по трем самостоятельным потокам, а именно: со стороны главного фасада, обращенного к Кремлю, со стороны Москва-реки и со стороны Волхонки. В ряде помещений, расположенных между входом и залом, необходимо провести постепенное развитие и нарастание тематики, приводящей к грандиозному залу народных собраний.

Последовательность помещений такова: сперва идут распределительные вестибюли и гардеробы, а затем — проходные вестибюли-фойе, через которые зрители направляются в нижние отметки амфитеатра зала и, проходя через кулуары или поднявшись по эскалаторам, попадают в главные фойе Большого зала.

Распределительные вестибюли и гардеробы имеют высоту всего в 7 м. Эти интерьеры по своему характеру должны быть близки к наружной архитектуре, чтобы не создавать резкого перехода и подчеркнуть назначение помещений.

Стены этих помещений предполагается облицевать естественным камнем — мрамором, гранитом, применяя сталь и бронзу как элемент обработки. Пропорции и членения архитектуры, решение света в этих интерьерах должны способствовать ощущению простора и высоты.

Следующие за ними вестибюли и фойе — первые парадные помещения, вводящие нас во Дворец.

Вестибюль-фойе, расположенный при входе с главного фасада, подводит к главному фойе-залу Сталинской Конституции. Тематическую связь с этим залом предполагается осуществить, развив в нем ленинскую идею союза рабочих и крестьян. В последнем варианте этот интерьер решается как зал удлиненной формы с двумя рядами пилонов, облицованных мрамором богатых пород, в пролетах между которыми поставлены скульптуры, раскрывающие в живых образах принятую тему. Вертикальные членения архитектурной обработки должны создавать иллюзию высокого помещения. Эту же цель преследует и решение потолка, который запроектирован с верхним искусственным светом почти по всей его площади.

С двух противоположных сторон вестибюля к нему примыкают эскалаторы, являющиеся средством сообщения с главным фойе. Во Дворце Советов для сообщения с верхними отметками зала служат исключительно эскалаторы, лестницы же носят подсобный характер. Перед проектировщиками стоит серьезнейшая задача архитектурной обработки этого вида транспорта, увязав ее с архитектурой помещений Дворца Советов. В то же время сама форма такого современного вида транспорта дает в руки проектировщика элементы, которые наталкивают его на поиски новых форм архитектуры интерьера.

Фойе, являющееся залом Сталинской Конституции, выходит на фасад Дворца. Вход в него осуществляется через открытую, богато оформленную галлерею. Размеры его — 75×26 м, высота — 17 м. Фойе имеет прямоугольную форму с двумя рядами мощных пилонов и освещается окнами, выходящими на главный фасад. Фойе оформляется на тему Сталинской Конституции.

Соответственно этому и отделывается зал; пилоны облицованы мрамором золотистого цвета; применяется металл, хрусталь; на торцевых стенах размещены выдержки из текста Конституции, пол выложен мраморными плитами. Пилоны должны быть решены таким образом, чтобы порпорцией и членениями достигнуть мощности, добиваясь этого не тяжестью, а динамичностью, устремлением ввысь и чеканностью формы.

На одной из стен зала дается мозаичное панно, изображающее народ, приветствующий творца Конституции — товарища Сталина.

Композиция мозаичного панно, помещенного за рядом пилонов, должна быть построена таким образом, чтобы его можно было рассматривать постепенно, проходя вдоль зала, так как план этого зала не дает возможности окинуть взглядом все сразу.

Места для сидения запроектированы в виде монументальной формы диванов, связанных с архитектурной формой пилонов. Эскизный проект этого фойе был рассмотрен Советом строительства и в основе своей был принят. Конечно, над окончательным архитектурным решением этого фойе должна быть еще проведена большая работа. Во всяком случае, сама тема этого зала, дает уверенность, что он при целеустремленном подходе к его архитектуре будет решен в соответствии с богатой и светлой идеей, насыщающей этот зал.

Два боковых фойе выходят на сторону Москва-реки и Волхонки. Размер их — 52×20 м, высота — 16,5 м. Они имеют прямоугольную форму и отделяются от окон рядом стоящих пилонов. Тематика этих зал также утверждена Советом строительства. Залы посвящены Героике гражданской войны и Героике социалистического строительства. Различная тематика этих зал обязывает и к разным по своим архитектурным деталям и цветовой гамме решениям.

В архитектуре интерьеров этих зал видное место займет орнаментика. Стены и пилоны зал облицовываются мрамором светлых тонов, полы будут выложены из мраморных плит, на стенах — живописные панно. В этих залах главным выразителем темы является живопись. Будучи основным средством, решающим тематику зала, она входит в то же время в интерьер как один из элементов его обработки.

Залы для приемов со всем комплексом окружающих их помещений имеют специальные входы, выделенные от общих потоков в Большой зал.

Большой зал для приемов, предназначенный также для банкетов, имеет в длину 122 м при ширине в 20 м. Такая длина зала создает, конечно, известные трудности в его архитектурном решении. Этот зал должен иметь характер торжественный и монументальный. Тема его окончательно еще не выявлена. Существует предположение посвятить его или нашим героям, или теме — Цветущая страна социализма.

В комплекс Малого зала входит сам Малый зал, рассчитанный на 6 тыс. чел., обслуживающие помещения, фойе, помещения для дипломатического корпуса, два зала для палат Верховного Совета (каждый на 1200 чел.), обслуживающие эти залы кулуары и фойе, помещение для президиума Верховного Совета и для прессы, а также помещения технического и хозяйственного назначения.

Весь комплекс помещений Малого зала может функционировать совершенно самостоятельно, имея обособленные входы и обслуживающие его помещения. Связь с Большим залом осуществляется только через помещения президиума, которые являются смежными с помещениями президиума Большого зала.

Комплекс Малого зала, будучи подчиненным основному объему Дворца, все же играет большую роль в наружном его облике.

Форма Малого зала в виде полукруга, обусловленная требованиями фасада, имеет оправдание и с чисто функциональной точки зрения. Действительно, какая иная форма может подойти к грандиозному залу на 6000 чел. при решении мест амфитеатром и неглубокой эстраде, дающей хорошую видимость для боковых мест. Малый зал предназначается для заседаний и докладов, в нем будут происходить объединенные заседания Верховного Совета, а также осуществляться театрализованные постановки.

Малый зал предполагается посвятить республикам Советского Союза и в тематике помещений, окружающих его, следует этим руководствоваться. В отношении Малого зала имеется много вариантов: его решения и проекты его интерьера много раз рассматривались в Совете строительства. Это зал с верхним светом, с колоннадой, идущей по полукругу, облицованный светлым мрамором. Эстрада, являющаяся местом для президиума, решается в монументальных формах. Ее архитектура должна быть композиционным центром зала. По бокам ее предполагается поместить скульптурные группы, изображающие счастливые народы СССР.

В связи со сроками строительства работа над интерьерами должна быть в самое ближайшее время развернута полным ходом.

Обзор выполненных работ по основным интерьерам Дворца Советов и выставка, демонстрирующая результаты этих работ, показывают, что направление, принятое при разработке внутренних помещений, должно способствовать полному раскрытию основной идеи этого сооружения, как памятника В. И. Ленину и как монумента сталинской эпохи, монумента построения социалистического общества.

В то же время ознакомление с выполненными работами свидетельствует я о том, что для развития и завершения этих работ потребуется еще много труда и настойчивости всего коллектива, в который должны войти работники всех видов искусства.

Сейчас проектная работа во Дворце Советов находится в той стадии, когда вопросы всех видов искусства должны быть вынесены на обсуждение широкой общественности.

Сила искусства в нашей стране победившего социализма заключается в том, что у нас нет места замкнутости отдельного художника, что всякое большое дело становится делом всего народа.

Мы уверены, что под руководством Совета строительства с помощью широкой советской общественности мы доведем работу до конца и выполним задачу, поставленную перед нами партией и правительством.

поддержать Totalarch

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для предотвращения попыток автоматической регистрации