Строительство Дворца Советов и содружество искусств. Доклад акад. арх. Б.М. Иофана

Строительство Дворца Советов и содружество искусств. Доклад акад. арх. Б.М. Иофана. Архитектура Дворца Советов. Материалы V пленума правления Союза советских архитекторов СССР 1-4 июля 1939 года. Издательство Академии архитектуры СССР. Москва. 1939


Прежде чем перейти к моей основной теме — проблеме сотрудничества искусств во Дворце Советов, разрешите сказать несколько слов о самой идее Дворца и об архитектурном выражении этой идеи.

Дворец Советов представляет собой памятник великому гению социалистической революции В. И. Ленину. Памятник, который будет отображать в веках величие и героику нашей социалистической эпохи. Как по своей идее, так и по своему архитектурному решению, это здание не имеет себе подобия в архитектуре прошлого. Сочетание грандиозного сооружения высотою в 415 м, с монументальной 100-метровой статуей, составляющей около ¼ высоты всего здания, дает совершенно новый тип архитектурного памятника, в котором архитектура и скульптура представляют собой неразрывное целое, единый, идейно насыщенный художественный образ.

Конечно, архитектурная часть сооружения в 7 млн. м³ не представляет собой обычного пьедестала, какой мы привыкли видеть в памятниках.

Дворец Советов по внутреннему своему содержанию представляет собой комплекс помещений с залом на 21 тыс. зрителей и залом на 6 тыс. зрителей, а также ряд других зал и помещений, предназначенных обслуживать съезды, конференции, политические демонстрации, сессии Верховного Совета Союза ССР, народные празднества и т. д.

Грандиозные внутренние помещения Дворца Советов, предназначенные для обслуживания широчайших масс трудящихся нашего Союза, достойно олицетворяют нашу социалистическую демократию.

Дворец Советов призван запечатлеть великие победы, одержанные нашей страной под руководством партии Ленина — Сталина, великую сталинскую эпоху строительства и построения социализма.

Сооружением Дворца Советов создается новый архитектурный центр столицы Советского Союза — Москвы. Постановление Совета строительства о том, что Дворец Советов должен представлять собою высотную композицию, самые размеры Дворца Советов, его высота, завершение его скульптурой Владимира Ильича Ленина — все это создает новый архитектурный центр красной столицы.

Красная площадь, площадь Революции, площадь Свердлова соединяются с Дворцом Советов широкой, монументально обработанной магистралью.

Эта магистраль со стороны главного входа вливается в площадь, окружающую Дворец. Со стороны Малого зала берет начало новая магистраль, ведущая в красивейшую часть Москвы — в юго-западный район. Перед Дворцом Советов расположена несколько заглубленная архитектурно-обработанная площадь с монументами-памятниками.

Сам Дворец Советов расположен на стилобате, представляющем собой приподнятую на 9 м архитектурно-обработанную площадь с 100-метровой лестницей, ведущей к главному входу Дворца.

Со стороны набережной площадь Дворца Советов сливается со сходами к Москва-реке и соединяется двумя мостами со Стрелкой. Таким образом, Стрелка будет являться продолжением озелененной площади Дворца Советов.

Идея, вложенная в архитектурное решение площадей Дворца Советов, это идея открытых, широко приглашающих площадей, олицетворяющих социалистическую демократию. Площадь Дворца Советов не является чем то обособленным в организме города, а входит составной, неотъемлемой частью в реконструируемую социалистическую Москву. Новый центр Москвы, в результате осуществления сталинского плана реконструкции столицы, будет представлять собой грандиозный социалистический архитектурно-обработанный форум, центром которого является памятник великому Ленину — Дворец Советов.

Сооружение Дворца Советов стало возможным благодаря грандиозным успехам социалистического строительства, достигнутым под руководством коммунистической партии и правительства, в результате победного осуществления сталинских пятилеток. Гигантский рост социалистической культуры и народного хозяйства нашей страны позволяет осуществить Дворец Советов — величайшее здание в мире — высокими художественными средствами и средствами самой передовой индустриальной техники.

Сооружение Дворца Советов представляет собой выдающееся историческое событие в летописях мировой архитектуры. Строительство Дворца Советов знаменует утверждение новых путей социалистической архитектуры и противостоит глубокому упадку архитектурного творчества в капиталистических странах.

Только в условиях социалистического общества, где устранен классовый антагонизм, уничтожена эксплоатация человека человеком и создано нерушимое морально-политическое единство всего народа, возможно осуществление дворца социалистической демократии, дворца свободных советских народов, запечатлевающего нашу героическую эпоху.

В истории мирового зодчества Дворец Советов займет совершенно особое место.

Оглядываясь на историю мировой архитектуры, мы видим, что во все эпохи и у всех народов наиболее выдающиеся произведения архитектуры, иногда рассчитанные и на широкие массы, преследовали цель подавления и порабощения народа и служили интересам небольшой привилегированной части общества. Это относится не только к утилитарному назначению тех или иных сооружений, но и к их архитектурному выражению, к их стилю. Печать классовой ограниченности лежит на всех, даже самых замечательных созданиях зодчества прошлых эпох.

Древний Восток оставил нам громадные сооружения — пирамиды, храмы, дворцы, в которых в формах, подавляющих человека, нашел свое яркое выражение общественный строй древних деспотий, строй рабства, строй устрашений человека. Архитектурные ансамбли и монументальные здания античной Греции созданы античной демократией эпохи расцвета афинского государства. Акрополь и входящие в его состав храмы, в том числе Парфенон, представляли собою гениальные образцы архитектуры, проникнутые глубоким чувством природы и человека, тонкой пластикой архитектурных и скульптурных форм. На этих образцах училась архитектура всех последующих столетий. Эти образцы представляют большой поучительный интерес и для нас.

Однако даже эти архитектурные произведения античности несут на себе черты классовой ограниченности, о которой я говорил. Античная демократия развивалась на основе рабовладельческого хозяйства. Только ограниченная часть народа, так называемые свободные граждане античного государства, могла участвовать в общественной жизни, создавать ценности культуры и пользоваться ими. Этот характер общественного строя античной Греции отразился во всей античной культуре.

Более резко эта внутренняя ограниченность, присущая античной культуре, сказалась в Риме. Крупнейшие государственные сооружения древнего Рима — форумы, термы, дворцы — являлись центром общественной жизни для римской знати. Но для массы римских граждан, не говоря уже о рабах, они представляли только зрелище, недоступное и чуждое народу.

Во все эпохи строителем всех крупных и малых сооружений был народ, но народ строил дворцы и монументальные сооружения не для себя.

В средние века, когда наиболее монументальными и значительными сооружениями были культовые здания — соборы, религиозно-мистическое начало подавляло подлинные идеи и образы, народного творчества, хотя строители соборов, вышедшие из народа, и пытались, наперекор велениям церкви, запечатлеть в архитектурных и скульптурных формах близкие им образы и сюжеты.

Какую бы эпоху в истории архитектуры мы ни взяли, мы всюду столкнемся с той же картиной: строителем является народ, но строит он не для себя, и лишь очень редко получает возможность выразить в архитектурных образах свои чаяния, свои идеалы. Дворцы эпохи Возрождения были для своего времени передовыми образцами архитектурной культуры. Характер архитектуры ренессанса отражал прогрессивные идеи буржуазного гуманизма. Эта архитектура в значительной степени освободилась от давящей власти католической церкви. Однако лучшие сооружения эпохи ренессанса — дворцы и виллы — оставались бесконечно далекими от народа, они служили узкому кругу городской буржуазии и аристократии. Таковы флорентийские палаццо, всей своей внутренней структурой, всем своим архитектурным решением рассчитанные на верхушку флорентийского общества. А в тех случаях, когда дворцы строились отдельными крупными феодалами, они превращались в здания замкнутого типа, наглухо отгороженные от внешнего мира. Достаточно вспомнить такой образец, как дворец Фарнезе в Капрароле. Это замечательное произведение ренессанса представляет собой и по своему облику и по своей планировке настоящую крепость, возвышающуюся над городом, над соседними селениями и как бы грозящую им.

Эта изолированность крупнейших монументальных сооружений от народных масс еще резче выражена в дворцовых постройках европейского абсолютизма XVII—XVIII вв. Дворцы и дворцовые ансамбли этой эпохи представляют собой резиденции отдельных феодалов. Их архитектура, планировка, внутренняя структура лишь подчеркивают противопоставление личности и власти феодала народу.

Такими же замкнутыми и недоступными народным массам являлись и древнерусские монументальные сооружения. Необходимо отметить, что в старой русской архитектуре, даже в таких сооружениях, как монастырские и крепостные ансамбли, кремли, церкви, народное творчество сумело проявиться более ярко и непосредственно, чем в аналогичных сооружениях Западной Европы.

Эпоха капитализма отмечена глубоким упадком монументальной архитектуры. В эту эпоху тоже строятся дворцы, но эти дворцовые сооружения не имеют ничего общего с теми чертами монументальности, которые были свойственны античности, Возрождению и другим эпохам расцвета архитектуры. Дворцы, которые строят себе современные денежные магнаты капиталистического мира, характеризуются полнейшим отсутствием архитектурной идеи, безвкусицей, внешней показной мишурой. Псевдомонументальный характер придается различным правительственным зданиям буржуазного государства — парламентам, зданиям министерств, биржам, банкам и т. д.

«Там, где буржуазия достигла господства, она разрушила все феодальные, патриархальные, идиллические отношения. Она безжалостно разорвала пестрые феодальные связи, прикреплявшие человека к его «естественным повелителям» и оставила между людьми только одну связь — голый интерес, бессердечный «чистоган». Она утопила в ледяной воде эгоистического расчета священный порыв набожной мечтательности, рыцарского воодушевления, мещанской сантиментальности. Она превратила личное достоинство человека в меновую стоимость и поставила на место бесчисленных, скрепленных грамотами и благоприобретенных свобод одну бессовестную свободу торговли. Словом, эксплоатацию, прикрытую религиозными и политическими иллюзиями, она заменила открытой, бесстыдной, прямой, сухой эксплоатацией» (К. Маркс, Ф. Энгельс).

Нечего и говорить, что сооружения эти не только чужды, но и прямо враждебны народу. Архитектура здесь призвана лишь маскировать мнимо-демократический характер буржуазного государства или же откровенно служить целям капиталистической рекламы.

В нашей стране впервые в истории человечества народ создает Дворец для самого себя.

Этот Дворец будет непосредственно служить народу, широко открывая двери для народных масс в дни всенародных торжеств, революционных празднеств, общественных событий, в дни работы высшего органа социалистической демократии — Верховного Совета. Во всем своем архитектурном облике, во всей своей внутренней структуре — убранстве, художественной обработке — Дворец Советов будет говорить о народе, о его культуре, о его власти в стране, сбросившей с себя цепи капиталистического рабства и утвердившей новый, единственно достойный человека строй — строй социализма. Дворец Советов отражает своей идеей, всем своим содержанием и обликом сущность первого в мире социалистического государства рабочих и крестьян.

В этом — огромное историческое значение строительства Дворца Советов.

Всенародный характер Дворца Советов, социалистическое содержание этого сооружения, его высокое общественное значение требуют от архитектуры Дворца огромной идейной выразительности и исключительного художественного и технического совершенства.

Лучшие люди нашей страны думали о том, каким должен быть Дворец Советов.

Пламенный трибун революции С. М. Киров, выступая на 1-м Съезде Советов с предложением о постройке Дворца, говорил: «...Я думаю..., что... это здание должно являться эмблемой грядущего могущества, торжества коммунизма не только у нас, но и там на Западе... О нас много говорят, нас характеризуют тем, что мы с быстротою молнии стираем с лица земли дворцы банкиров, помещиков и царей. Это верно. Воздвигнем же на месте их новый дворец рабочих и трудящихся крестьян, соберем все, чем богаты советские страны, вложим все наше рабоче-крестьянское творчество в этот памятник и покажем нашим друзьям и недругам, что мы ...способны украшать грешную землю такими памятниками, которые нашим врагам и не снились...».

С самого начала проектирования Совет строительства Дворца Советов, рассматривая и давая оценку многочисленным проектам, представленным на открытый конкурс 1932 г., указал, что Дворец Советов должен быть единым комплексом и что в архитектуре здания должна быть дана смелая высотная композиция. В этом же постановлении Совет строительства дал руководящие указания о характере архитектуры. В основе архитектурного решения должны лежать «монументальность, простота, цельность и изящество архитектурного оформления Дворца Советов, долженствующего отражать величие нашей социалистической стройки...». Одновременно Совет строительства указал: «не предрешая определенного стиля, Совет строительства считает, что поиски должны быть направлены к использованию как новых, так и лучших приемов классической архитектуры, одновременно опираясь на достижения современной архитектурно-строительной техники». После принятия проекта в основу, Совет строительства постановил завершить Дворец мощной скульптурой В. И. Ленина величиной 50—75 м с тем, чтобы Дворец Советов представлял собой вид пьедестала для фигуры Ленина.

Исходя из этих указаний, авторами был разработан проект Дворца Советов, утвержденный правительством и ныне реализуемый на строительной площадке.

Идейно-политическое содержание Дворца Советов и его художественный образ являются результатом длительного периода работы над проектом Дворца творческого искания большого коллектива, продолжающего и по сей день разработку и выявление идеи Дворца, его архитектуры.

Начиная с первых конкурсов, этот период исканий проходил под непосредственным руководством Совета строительства Дворца Советов, под председательством тов. В. М. Молотова.

В нашей работе мы пользовались также по всем основным вопросам непосредственными указаниями товарища Сталина. Эти указания и руководство, выражавшиеся в постановлениях Совета строительства при рассмотрении наших проектов, а также в критике наших предложений, позволили авторам и всему нашему многочисленному творческому коллективу найти архитектурный образ памятника Ленину. Они помогали нам, направляли нашу работу, давали нам творческий импульс, создавая уверенность в правильности и последовательности пути, по которому мы шли и идем в наших творческих исканиях. Мы были уверены в том, что, работая под мудрым руководством Совета строительства, мы в конечном итоге своей работы подойдем к такому образу Дворца, который будет близок нашему народу, будет отображать передовые идеи, которыми живет наш народ.

Товарищ Сталин во все сложные и трудные периоды композиционной работы своими замечательными, ясными указаниями и советами подсказывал направление, в котором должны итти наши поиски. В указаниях товарища Сталина и Совета строительства красной нитью проходила забота о том, чтобы Дворец Советов, являясь величественным памятником В. И. Ленину, был по характеру своей архитектуры лаконичным и радостным, отображал нашу социалистическую эпоху и отлично обслуживал своими помещениями наш народ.

Эти мудрые и решительные указания, направляющие нас к смелым исканиям архитектуры нового типа, отображающей нашу социалистическую эпоху, помогли нам подойти к ряду основных правильных решений архитектурного образа Дворца Советов.

Архитектурная композиция Дворца Советов основана на принципе высотной композиции здания, увенчанного монументальной скульптурой В. И. Ленина. Сооружение в целом, благодаря идее, вложенной в него, благодаря новым соотношениям скульптуры к высоте этого грандиозного монумента, представляет собой новый тип памятника, неизвестный прежним эпохам.

Архитектура по своим членениям, по своей структуре должна служить как бы подготовкой к восприятию скульптуры, венчающей Дворец.

Дворец Советов решен в виде компактного целостного здания, приподнятого на архитектурно обработанную площадь-стилобат, являющийся переходом от площади города непосредственно к основному объему здания.

Прямоугольная часть Дворца Советов решена тремя убывающими по высоте уступами, из которых нижний (около 30 м высоты) обработан со стороны боковых фасадов и Малого зала портиками с прямоугольными в плане колоннами — пилонами.

Главный вход, обращенный к Кремлю, решен в виде раскрытой, приглашающей площади, с колоннадами того же характера, обогащенными введением отдельно стоящих порфировых обелисков.

Второй прямоугольный уступ значительно меньше по своей высоте и композиционно сильно развит со стороны главного входа, где на уступчато-нарастающих террасах запроектирован герб Союза и две скульптурные группы.

Второй уступ служит переходом к третьему прямоугольному уступу, симметричному в плане и являющемуся прямоугольной базой для круглой высотной части Дворца, состоящей из трех крупных цилиндрических объемов, уменьшающихся кверху по своим диаметрам и увеличивающихся по своей высоте.

Эти три крупных цилиндрических объема, вертикально члененных, имеют внизу основание в виде сравнительно невысокого, также цилиндрического объема, самый верхний цилиндрический объем служит как бы непосредственно пьедесталом для скульптуры В. И. Ленина.

Таким образом, можно условно расчленить Дворец Советов на три части, неразрывно связанные друг с другом. Первая часть — это прямоугольное основание для круглой высотной части, круглая высотная часть и затем — завершающая весь Дворец скульптура В. И. Ленина.

Уступчатая форма Дворца придает ему легкость, масштабность и, несмотря на грандиозные размеры, не подавляет зрителя своим объемом, а стремится ввысь.

Общие принципы композиционного построения Дворца Советов подчинены основной идее всего сооружения, т. е. стремлению вверх к скульптуре Ленина.

Нижняя часть здания — стилобат — решена нарастающими прямоугольными террасами, дающими переход от горизонтальной площади к основанию высотной цилиндрической части сооружения.

Вся высотная часть здания решена сильно выраженными вертикальными членениями и закреплена по диагоналям мощными пилонами, увенчанными скульптурными группами. Горизонтальных тяг нет, так как не хотелось нарушать устремленность ввысь всей композиции. Но в то же самое время, благодаря уступам здания, эти горизонтальные членения ясно чувствуются, не останавливая динамику роста здания вверх.

Мы стремились силуэт Дворца сделать четким, легко запоминающимся, что особенно необходимо для монументального сооружения. Богатство объемного решения Дворца требует лаконичного характера его архитектурной обработки. Скульптурные группы по сторонам герба Союза и барельефы, которыми обработаны прямоугольные части фасада Дворца, насыщают его архитектуру и делают ее человечной, близкой народу — творцу замечательных побед нашей эпохи. Тематика скульптурных групп и барельефов раскрывает Дворец Советов как памятник Великой Октябрьской социалистической революции, монумент сталинской эпохи.

Подобно тому, как вся структура Дворца Советов ставит себе целью дать Дворцу характер здания, устремленного ввысь, точно так же в отдельных элементах его обработки, в пропорции пролетов, в решении пилонов, колонн, окружающих часть Дворца, подчеркнут этот принцип высотной композиции. Синтез искусств в наружном облике Дворца является главным образом синтезом архитектуры и скульптуры.

Несколько слов о характере скульптуры Дворца Советов. Скульптура В. И. Ленина в первую очередь должна выражать призыв. Эта установка была дана товарищем Сталиным, когда мы готовились к конкурсу на скульптуру Владимира Ильича. Ясно, что в первую очередь перед скульптором стоит задача создать образ, который бы целиком и полностью передавал близкий нашему народу и трудящимся всего мира образ В. И. Ленина.

В первую очередь по своей трактовке скульптура должна быть единым целым с архитектурой и вместе с тем мощно ее завершать. Грандиозность скульптуры не должна убивать масштабность самой скульптуры и масштабность сооружения. Думается, что в этом отношении имеет громадное значение модулировка самой скульптуры. Скульптура требует такой модулировки, которая подхватывала бы членение самого сооружения.

Огромное значение приобретает силуэт скульптуры, органически связанной со всей структурой сооружения. Одним из трудных моментов в решении скульптуры является круглая форма высотной части Дворца, в связи с чем необходимо воспринимать силуэт законченно, скомпонованным с любой перспективной точки.

Настоящее решение скульптуры, принятое в основу, требует от автора — скульптора Меркурова — еще огромной работы для достижения полного органического единства со всей архитектурой Дворца. Это является, безусловно, сложной и необычной задачей, поставленной перед скульптором. При решении этой задачи необходимо будет соблюсти в пластической трактовке деталей ту же масштабность, которая принята в трактовке архитектурных элементов всего здания.

В архитектуре Дворца находят себе выражение созвучные нашей эпохе современные формы, простота и четкость которых рассчитана на легкость восприятия и на лаконичность и выразительность всего облика монументального сооружения. Дворец Советов должен иметь радостный человечный характер архитектуры и пропорций.

Неотъемлемой органической частью всей архитектурной композиции является единство архитектурных мотивов и деталей, подчиненных основной идее Дворца.

Во внешней архитектуре здания четко показана его внутренняя структура. Это достигается тем, что основным объемам Большого и Малого зал соответствуют объемные членения фасадов.

Внутренняя планировка Дворца Советов определяется его идейным содержанием как Дворца народа, Дворца социалистической демократии. В центре всего интерьера находится Большой зал — грандиозный амфитеатр на 21 тыс. зрителей и Малый зал на 6 тыс. зрителей, зал Сталинской Конституции, зал Героики гражданской войны, зал Героики строительства социализма. Кроме того, два зала предназначены для раздельной работы палат Верховного Совета СССР — Совета Союза и Совета Национальностей. Другими крупными помещениями Дворца являются: Орденский зал и зал приемов правительства СССР. Особый комплекс составляют помещения для работы президиума Верховного Совета. Помимо этого, во Дворце имеется огромный комплекс помещений, обслуживающих весь Дворец.

Коллектив проектировщиков Дворца Советов стремился к тому, чтобы характер архитектурных форм сооружения и его конструктивная структура, а также вся композиция здания давали ясный, реалистический образ, чуждый как мистическим и символическим мотивам высотных сооружений готического характера, так и небоскребным сооружениям американского типа, подавляющим человека своими абсолютными размерами и лишенным ясной архитектурной идеи и художественной выразительности.

Пропорции, членения, отдельные архитектурные формы и детали Дворца Советов призваны дать впечатление мощи, уверенной силы, сохраняя в то же время оптимистический, радостный характер архитектурного образа, вырастающего из самой нашей жизни, из социалистического гуманизма нашей эпохи.

Этому характеру архитектурного образа соответствует и ясная конструктивная структура здания, основанная на самых прогрессивных методах и новейших материалах современной строительной техники. Бетонные и железобетонные фундаменты, стальной несущий каркас, легкие и прочные заполнения, облицовка прочными естественными породами и новыми декоративными материалами, скульптурная фигура на металлическом каркасе, выполненная из светлого долговечного металла, ставят Дворец Советов в разряд сооружений, созданных по последнему слову строительной техники.

Подробно инженерные проблемы Дворца Советов будут освещены в содокладе автора по инженерной части Г. Б. Красина.

Третий пятилетний план развития народного хозяйства СССР, принятый XVIII съездом ВКП(б), определил сроки окончания основных строительных работ по Дворцу Советов к концу третьей пятилетки.

В связи с этим, наряду с интенсивным развертыванием работ на строительной площадке, завершением кладки основных фундаментов, подготовкой к монтажу стального каркаса, теперь на очереди стоят вопросы проектирования интерьеров дворца, а также разработка, проектирование и осуществление многообразных произведений скульптуры, живописи и художественной промышленности, органически связанных с интерьером и с внешним обликом Дворца и призванных составлять неразрывное целое с его архитектурой.

В связи с этим перед нами встают важнейшие теоретические и практические проблемы сотрудничества искусств в советской архитектуре.

Проблема сотрудничества искусств имеет важнейшее значение не только для проектирования и сооружения Дворца Советов, но и для всей советской художественной культуры.

Великая героическая эпоха, современниками которой мы являемся, эпоха социализма, требует от искусства больших реалистических образов, образов подлинно монументальных, т. е. способных воплотить великие идеи и воздействовать на многомиллионные массы. Создание этого монументального реалистического искусства возможно лишь при органическом сотрудничестве отдельных отраслей художественного творчества, в первую очередь архитектуры, живописи и скульптуры.

История художественной культуры и человечества знает отдельные блестящие образцы сотрудничества искусств. Так, Восток, Египет, классическое искусство древней Греции дают нам замечательные примеры сотрудничества архитектуры и скульптуры. В ансамбле Акрополя скульптурные изображения, созданные Фидием и другими великими ваятелями, гармонически сочетались с архитектурными формами Пропилей, Парфенона, храма Ники и других зданий. В Парфеноне скульптурные изображения на тимпане фронтона, а также метопы составляли необходимый элемент архитектурной композиции, внося в архитектурные формы образы человека, образы природы. В Эрехтейоне скульптурные фигуры, так называемые коры, органически входят в самую структуру сооружения, заменяя в одном из его портиков несущие колонны. Искусство античной Греции показывает нам, как архитектура и скульптура взаимно обогащаются, оставаясь в то же время в пределах своих специфических художественных средств и возможностей.

Можно назвать громадное количество выдающихся образцов сотрудничества искусств в различные эпохи истории человечества. Византийское искусство создает замечательные сочетания архитектуры с мозаикой, где мозаичные изображения органически вписаны в архитектуру, составляют вместе с ней единый художественный образ и служат в то же время декоративным целям. Готика показывает нам тип синтеза архитектуры, скульптуры и живописи: в готических соборах скульптура как бы непосредственно вырастает из архитектурных форм, а цветные витражи создают целый ряд живописных и световых эффектов, многократно усиливающих воздействие архитектурных форм. Необыкновенного расцвета достигает монументальная живопись в эпоху Возрождения в Италии, когда лучшие живописцы, в том числе Мазаччо, Гирляндайо, Рафаэль, Микельанджело и многие другие создают гениальные фрески, раскрывая в них целый мир художественных образов и увязывая эти образы с архитектурой.

Наше отечественное искусство на протяжении многих веков дало замечательные образцы сотрудничества архитектуры, живописи и скульптуры. Мировое значение имеют такие памятники русского искусства, как фрески XI в. в киевской Софии, как гениальные произведения Андрея Рублева, как росписи в ярославских храмах, в соборе Василия Блаженного. Но и более поздняя русская архитектура эпохи классицизма в XVIII и начале XIX вв. поднимает на огромную высоту идею сотрудничества искусств: здесь часто выступает совместная работа архитекторов и скульпторов.

Богаты памятниками монументального искусства и другие народы нашего Союза. Мировое значение имеет художественное наследство республик Средней Азии, где архитектура органически связана с искусством майолики, где цвет приобретает значение, как сильнейшее средство архитектуры. Глубочайшего внимания заслуживают произведения фресковой живописи Грузии, создавшей подлинные шедевры монументального искусства.

Все эти богатства, которые оставило нам культурное наследство прошлого, должны быть самым тщательным, самым глубоким образом изучены нами.

Владимир Ильич Ленин учил нас: «что нужно взять всю культуру, которую капитализм оставил, и из нее построить социализм. Нужно взять всю науку, технику, все знания, искусство. Без этого мы жизнь коммунистического общества построить не можем» (Ленин).

Воздвигая величайшее сооружение на земле, мы должны быть вооружены,— как этому учил нас Ленин, как этому учит нас Сталин, — всеми лучшими достижениями мировой культуры. Мы должны творчески переработать из этого наследства те образцы, те достижения, которые ближе нам.

Обращаясь к наследству прошлого, мы должны, однако, помнить, что нашей задачей является прежде всего правдивое и глубокое отражение в образах искусства нашей жизни, наших дней, героических тем нашей эпохи.

Изучение наследия прошлого в архитектуре и в других искусствах даст твердую базу для создания развития нашей архитектуры. В наших исканиях архитектуры Дворца Советов мы стараемся творчески использовать лучшие образцы архитектуры, лучшие традиции, накопленные человеческой культурой. Но мы должны помнить, что художественная культура прошлого, даже в период наиболее высокого расцвета искусств у различных народов, не знала такой широкой и прочной основы, как социалистический строй, таких идейных и материальных предпосылок для органического сотрудничества отдельных видов искусств, какими обладает наша социалистическая эпоха.

Основной предпосылкой подлинного сотрудничества искусств является их идейная общность, их совместная работа над великими темами и образами, выдвигаемыми эпохой. Только социалистическая культура может наполнить художественную практику тем богатством и той глубиной идейного содержания, которые необходимы для создания подлинно монументальных произведений искусства.

У нас мировоззрение художника является неотъемлемой частью мировоззрения народа, рабочего класса и его авангарда — коммунистической партии. Это дает художнику ясную целеустремленность и делает его творчество глубоко идейным.

Сотрудничество искусств для нас важно не в силу каких-то формальных интересов, а с целью наиболее полного, всестороннего и реалистического отображения больших идей мощными художественными средствами.

Советская архитектура, работающая над созданием социалистического города, над решением архитектурных ансамблей, открывает широкий простор для подобного сотрудничества. Изобразительное искусство — скульптура и живопись — содействуют наиболее полному и ясному раскрытию идеи архитектурного произведения. В свою очередь архитектура усиливает в живописи и скульптуре начала монументальности художественного образа. В тех случаях, когда сотрудничество искусств осуществляется вокруг определенного архитектурного задания, ведущая, инициативная роль принадлежит архитектуре: архитектура дает не только материальную основу для совместного творчества, но и определяет, в значительной степени, содержание этой совместной работы. Эта роль архитектуры не исключает, а, напротив, предполагает художественное равноправие и равноценность всех трех искусств. Их стремления должны быть направлены к одной и той же цели — наиболее полному раскрытию идеи произведения в ярких и правдивых художественных образах. При этом каждое из искусств не должно терять своих специфических особенностей и качеств, а, напротив, должно обогащать свои возможности и качества благодаря сотрудничеству с другими искусствами.

Архитектурная форма становится более выразительной благодаря сочетанию со скульптурой. Скульптура приобретает большую монументальность и силу, будучи связанной с архитектурой. Настенная живопись точно так же обогащает архитектуру и сама внутренне обогащается благодаря архитектуре.

Тесное сотрудничество искусств дает разнообразие и богатство художественных возможностей, силу художественных приемов и обеспечивает создание подлинно монументальных, глубоко идейных художественных образов.

Искания большого монументального искусства в прошлом сплошь и рядом терпели неудачи и заканчивались глубокими творческими кризисами. Эти неудачи были обусловлены внутренней противоречивостью, свойственной даже периодам наиболее высокого расцвета искусств в различные эпохи.

Отсутствие цельного мировоззрения, конфликт художника с окружающей средой часто порождали противоречия между формой и содержанием в художественном творчестве.

Эти внутренние коллизии превращались иногда в трагедию творчества, трагедию искусства. В лучших произведениях Микельанджело мы можем проследить неразрешенные противоречия между формой и содержанием, между художником и окружающей средой.

Цельность мировоззрения и жизненная правдивость творчества, связь этого творчества с народом, отсутствие противоречий между художником и обществом — таковы предпосылки большого искусства, которые даны в нашу эпоху нашей социалистической культурой, свободной от противоречий старого общества.

Сооружение Дворца Советов открывает широчайшие возможности сотрудничеству искусств.

В решении наружного облика Дворца Советов огромное значение имеет скульптура (кроме основной скульптурной фигуры Ленина, — группы на пилонах, барельефы, отдельные скульптурные изображения монументального характера и др.), а в интерьерах Дворца виднейшую роль играет монументальная живопись (фрески, панно, мозаика, гобелен и др.).

Наряду со скульптурой и живописью, в создании интерьеров Дворца Советов участвуют различные виды художественной промышленности (декоративное убранство помещений, предметы обстановки и внутреннего оборудования).

Характер этого сотрудничества определяется изложенными выше принципами, направленными к одной общей цели: наиболее полному раскрытию идеи Дворца Советов средствами всех искусств как в целом, так и во всех отдельных частях и деталях сооружения.

Архитектура фасадов Дворца Советов включает целый ряд скульптурных элементов: памятники предшественникам научного социализма — утопистам — на площади Дворца Советов, памятники Карлу Марксу и Фридриху Энгельсу перед главным входом, скульптурные группы на пилонах разных ярусов, рельефные фризы главного входа и фризы, опоясывающие здание, и др. Все эти скульптурные элементы фасада органически связаны с общим членением объема здания, подчинены ритму этих членений, а скульптурные группы пилонов играют важнейшую роль в создании общего силуэта Дворца. Больше того, силуэт Дворца немыслим без этих скульптур.

Тематически все скульптурные произведения определяются общей идеей Дворца. Скульптурные группы и монументы, посвященные мировым основоположникам социализма и коммунизма, органически связаны со статуей В. И. Ленина и как бы подготовляют к восприятию этого основного скульптурного образа Дворца Советов.

Во всем внешнем облике Дворца Советов скульптура играет важнейшую роль. Посредством скульптуры в архитектуру Дворца вводятся образы человека, образы людей нашего времени, образы наших учителей и героев. Архитектурная форма приобретает, благодаря сочетанию со скульптурой, новое качество: язык архитектуры становится более образным, более реалистическим, более доступным для восприятия широчайших масс. В этом отношении архитектура Дворца Советов следует за принципами классического зодчества античной Греции, сохраняя в то же время самостоятельность идеи и композиционного решения.

Скульптурные произведения должны быть строго согласованы с архитектурными формами по своим масштабам и пропорциям. Особое внимание следует уделить характеру модулировки скульптурных групп и барельефов, чтобы обеспечить пластическое единство и выразительность всего наружного облика здания.

Интерьеры Дворца Советов должны продолжать и развивать идею архитектурного образа всего здания. Решение внутренних объемов и отдельных помещений Дворца должно быть продолжением и развитием той архитектурной композиции, которая дана в решении наружной архитектуры. В интерьерах сохраняется характер архитектуры, принцип ордера и ритма основных вертикальных и горизонтальных членений, принятых в фасадах сооружения. Этим мы стремимся достигнуть целостности всего сооружения.

Но в то же время характер архитектуры, размеры и модулировка ордера и ритма должны внутри здания приобрести свои глубоко отличные черты, свойственные интерьеру как внутреннему пространству, окружающему человека в непосредственной близости.

Отдельные комплексы, отдельные крупные интерьеры должны быть связаны между собой тематикой, характером архитектуры, цветовой гаммой, не говоря уже о связи помещений друг с другом, согласно их функциональному назначению. По мере движения посетителя по основным помещениям от входа к Большому залу и далее должна четко раскрываться тематическая и композиционная связь этих помещений друг с другом, должно развиваться и нарастать единое художественное впечатление.

Отсюда важнейшее значение, какое приобретает разработка тематики отдельных зал и помещений Дворца Советов.

Тематическая канва их уже намечена. Большой зал является композиционным центром всего здания, для большого фойе со стороны вестибюля дана тема «Сталинская Конституция». Два других фойе посвящены темам: «Героика гражданской войны» и «Героика социалистического строительства». Перед нами стоит задача дальнейшей тематической разработки и уточнения отдельных тем для всех основных помещений Дворца Советов.

Важнейшим средством для целостного решения интерьеров является разработка цветовой гаммы всех основных помещений Дворца. Последовательность цветовых отношений и тональности как в выборе материалов и их натуральной окраски, так и в применении искусственных облицовочных материалов — в окраске стен, живописи, в орнаментике, в предметах обстановки — должна быть подчинена общей художественной идее Дворца Советов.

В интерьерах Дворца сотрудничество искусств будет осуществляться особенно многообразно. Оно выразится главным образом в сотрудничестве различных видов монументальной живописи и архитектуры. Наряду с этим, в едином синтетическом решении должны быть даны такие элементы интерьеров, как мебель, приемы искусственного освещения, осветительная арматура, обработка полов, стен, потолков, применение художественных тканей, применение естественных и искусственных облицовочных и декоративных материалов и т. д.

Преобладающее место среди других видов изобразительного искусства займет в интерьерах монументальная живопись. Живопись развернет в интерьерах богатство реалистических образов нашей жизни, призванных быть запечатленными во Дворце Советов. Задача архитектуры интерьеров — создать наилучшие условия для восприятия живописи, сохранить единство стиля как в архитектурных, так и живописных формах, единство и связь отдельных интерьеров друг с другом, усилить, благодаря живописи, выразительность самих архитектурных форм.

Подходя к решению задачи синтеза искусств в интерьерах, мы можем разбить основные интерьеры на две группы.

Первая группа — это помещения, где архитектура является мощной подготовкой к раскрытию темы и дает основы ее решения; живописным образам принадлежит главенствующая роль в раскрытии темы. К этой категории помещений можно отнести три зала, окружающих Большой зал Дворца.

Живопись в этих помещениях, играя доминирующую роль в создании образа данного помещения, должна сохранять общую направленность архитектуры Дворца, подчеркивать то мощное впечатление, какое дает Дворец. Отсюда — монументальный характер живописи, ее крупные масштабы, четкость композиций, построенных на ясно воспринимаемых реалистических образах.

Живопись интерьеров должна трактовать волнующие зрителя героические сюжеты. В этих интерьерах не может быть места натуралистическим композициям, которые неспособны к большому монументальному обобщению и не могут передать идейную глубину и реалистическую жизненность изображаемого.

Решительно отвергая также и всякие формалистические искривления действительности, мы должны требовать от живописи Дворца Советов мощного, подлинно реалистического языка, классической ясности в композиции, рисунке и цвете, глубокого знания жизни в передаче людей, природы, событий.

Основными типами монументальной живописи Дворца Советов должны быть: фреска, монументальное панно, мозаика и в некоторых помещениях расцвеченный барельеф.

Сохраняя богатство цветовых отношений и колорита, монументальная живопись в интерьерах Дворца Советов в то же время не должна быть перегружена цветом, не должна быть чрезмерно полихромной, а должна строго придерживаться определенного цветового единства, соответствующего общему цветовому решению данного зала.

Здесь должны быть полностью использованы богатейшие традиции классической фрески и древнерусской стенной живописи.

Вторая группа — это помещения, где живопись и скульптура являются дополнением к архитектуре, а тему раскрывает прежде всего архитектура. К этой категории надо отнести Большой и Малый залы, где раскрытие темы осуществляется преимущественно средствами архитектуры.

Необходимо с особой силой подчеркнуть, что в уточнении архитектуры Дворца, и, в частности, архитектуры Большого зала, в первую очередь имело значение выявление идейно-политического содержания помещений. Когда перед авторами раскрылась с ясностью тематика Большого зала и трех его окружающих фойе, стало легче выявить характер архитектуры, стало понятно, что Большой зал по своей идее и назначению призван олицетворять социалистическую демократию и быть местом больших народных собраний, съездов и празднеств. Ясно, что средством для решения образа грандиозного объема Большого зала в 1 млн. м³ с его амфитеатром, рассчитанным на 21 тыс. зрителей, является в первую очередь архитектура, служащая фоном для людей, наполняющих зал.

Необходимо было в архитектуре Большого зала, а также в скульптуре и живописи, которая находит там применение, выразить мощь, силу, целеустремленность, пафос в строительстве социализма народов СССР.

Архитектурная композиция Большого зала круглой формы, диаметром в 120 м, с местами, расположенными амфитеатром, подсказала нам решение. Здесь необходимо было в первую очередь выявить амфитеатр на 21 тыс. человек без балконов. Отсутствие балконов дает возможность расположить места зрителей так, чтобы каждый из зрителей чувствовал себя неотделимо от остальной части сидящих в Большом зале. Необходимо было архитектурой подчеркнуть грандиозный объем Большого зала и выявить этот объем как можно сильнее. Этому способствуют 32 мощные колонны, являющиеся основанием высотной части Дворца Советов, а также открытый кулуар, расположенный за этими колоннами и окружающий Большой зал.

Этот кулуар, расширяя объем Большого зала, служит связующим звеном между залом и помещениями, расположенными вокруг него. Кулуар, акустически обработанный, во время продолжительных заседаний дает возможность публике прогуливаться в нем, не покидая зала. Президиум, связанный в единое целое с амфитеатром и несколько возвышенный над амфитеатром для лучшей видимости его, также является открытым. Этим мы хотели с еще большей силой подчеркнуть, что в стране Советов передовые люди являются неотъемлемой частью народа.

Над президиумом возвышается скульптурная группа — «Ленин ведет народы СССР к коммунизму».

Место расположения этой группы выбрано с таким расчетом, чтобы на ней концентрировалось внимание и чтобы она служила идейным и композиционным центром Большого зала.

Место президиума является центральным в композиции Большого зала. Благодаря идее, вложенной в скульптурную группу, благодаря применению синтеза архитектуры и скульптуры, благодаря материалу, который предполагается применить в архитектурной обработке, создается возможность выразить место президиума в художественных образах и подчеркнуть его центральное значение в композиции Большого зала.

Стена кольцевого кулуара, окружающая места зрителей и президиум, обработана панно или гобеленом. Эта обработка, не отвлекая внимания сидящего в зале, в то же самое время дает чувство мягкости и интереса зрителям, находящимся внутри зала. Обработка пилонов Большого зала достигается путем членения их. Это вызвано мощным сечением конструктивных частей пилонов. Эти членения, подчеркивая мощь пилонов, в то же самое время облегчают их, благодаря принятой модулировке, и дают им стремление ввысь.

Громадное значение для решения интерьеров Дворца Советов имеет разработка орнаментальных форм и мотивов. Надо отказаться от примитивного понимания советского орнамента, усвоенного некоторыми нашими художниками, архитекторами и так называемыми «оформителями». Богатство тематики орнамента нельзя сводить к поверхностным и трафаретным «индустриальным мотивам», к различным эмблемам и т. п.

Это крайне схематизирует, сужает изобразительные и декоративные возможности советского орнамента, который должен отражать богатство и многообразие нашей жизни, природные красоты нашей страны, декоративную фантазию и мастерство народов Советского Союза.

Перед художниками, работающими для Дворца Советов, особенно перед мастерами народного искусства, стоит задача разработки новых форм и мотивов орнамента. Механическое перенесение в интерьеры Дворца тех орнаментальных мотивов, которые дают нам кустарные промыслы и наследство декоративного искусства прошлого, не отвечало бы образу и идее Дворца и нарушало бы его стилевую цельность, как единого художественного произведения.

Широко используя народные таланты, привлекая одареннейших мастеров братских республик, мы должны глубоко творчески переработать мотивы национального орнамента, с тем чтобы на этом материале создать новую систему орнаментальных мотивов, проходящую через интерьеры Дворца, через его убранство, предметы обстановки, элементы росписи и т. д. Эти новые орнаментальные мотивы должны быть чужды и натурализму, и абстрактному схематизму, и вычурным модернистским формам.

Орнаментика Дворца Советов должна, вобрав в себя богатство народной фантазии и декоративного мастерства, в то же время сохранить единство стиля и органическую связь с тематикой и архитектурными формами Дворца Советов.

Особую проблему представляет световое решение интерьеров. Искусственный свет в основных помещениях Дворца Советов играет роль важного архитектурно-художественного фактора. Он должен быть строго согласован с тематикой данного зала, с его архитектурными и живописными элементами и с общей композицией интерьера.

Прежде всего, архитекторам, скульпторам, живописцам, работающим во Дворце Советов, надо найти общий язык. Этот общий язык определяется самим характером архитектуры Дворца.

Для того чтобы мастера скульптуры и живописи ближе почувствовали стиль Дворца, направление, принятое в его архитектуре, необходимо постоянное творческое общение с коллективом архитекторов, непосредственно работающим над Дворцом Советов.

В ближайшее время организуется конкурс на скульптуру, живопись и орнамент. Конкурс должен помочь нам выявить силы, заставить мастеров подумать над стилем скульптуры и живописи во Дворце и дать ряд интересных решений композиционных проблем.

Однако проведение конкурса или даже нескольких конкурсов не решает проблему сотрудничества искусств.

Для этого в первую очередь необходима постоянная, повседневная работа архитектора со скульптором и живописцем.

Сейчас мы начинаем постепенно привлекать наших лучших мастеров к совместной работе, но это только первые и весьма нерешительные шаги.

Опыт работы по проектированию и постройке Парижского и Нью-Йоркского павильонов, а также опыт нашей работы на Дворце Советов свидетельствует о необходимости повседневной, совместной работы архитектора, скульптора и живописца.

Широкое творческое сотрудничество мастеров искусств особенно необходимо сейчас, когда над интерьером Дворца Советов, по сути дела, только начинается настоящая творческая работа. Достаточно сказать, что за исключением Большого и Малого зал и еще некоторых помещений, которые начали вырисовываться, к проектированию основных интерьеров мы только переходим.

Теперь мы знаем, какие грандиозные проблемы стоят перед архитекторами, скульпторами и живописцами. Для того чтобы еще более конкретизировать это представление, разрешите предложить вашему вниманию некоторые цифры.

Для Дворца Советов потребуется выполнить 72 крупные скульптуры, 650 бюстов и мелких скульптур и 19 скульптурных групп размером от 10 до 14 м. Площадь наружных и внутренних барельефов займет около 11 тыс. м².

Площадь, которую займет монументальная живопись, по предварительным подсчетам составит около 20 тыс. м². Строительству Дворца Советов, в связи с большим объемом предстоящих работ, потребуется свыше 200 скульпторов-авторов и свыше 200—250 живописцев-авторов, 70 мозаичистов и т. д.

Как мы представляем себе совместную работу с мастерами скульптуры и живописи? Возьмем в качестве примера сотрудничество со скульптором, работающим над скульптурными группами, завершающими пилоны или расположенными перед гербовой частью.

Силуэты этих групп или отдельных фигур должны быть намечены скульптором совместно с авторами-архитекторами. Тематика этих скульптур должна прорабатываться также совместно. Причем, я считаю, что тематика, после того как выявлена общая идея — тема скульптуры, должна углубляться и прорабатываться уже непосредственно тем мастером, который эту скульптуру делает. Он же должен разработать и предположения для окончательного рассмотрения и утверждения в Совете строительства этой тематики.

Для этого требуется знание истории гражданской войны, знание истории строительства социализма, глубокое знание истории партии, овладение марксизмом-ленинизмом.

В отношении живописи совместная работа представляется в следующем виде. После того, как имеется общее архитектурное решение, мастер-живописец начинает работать над данным залом. При этом постепенно раскрываются решения композиции зала и все больше и больше углубляется совместная работа архитектора и живописца.

В проектировании Дворца Советов в настоящее время принимает участие мощный коллектив архитекторов, инженеров, ученых, техников. Этот коллектив — наша сила. Только у нас возможно организовать такой коллектив. Мы, авторы, имеем наших соавторов в различных комплексах. Необходимо и живописцам и скульпторам организовать такие же комплексы.

В настоящее время у нас в техническом проекте достигнут синтез архитектуры с инженерией. Благодаря громадному энтузиазму инженеров всех специальностей, мы смогли получить решения целого ряда сложнейших вопросов инженерного и научно-технического порядка.

В строительстве Дворца Советов должен будет принять участие ряд коллективов художников, работающих или над целым ансамблем помещений или над отдельным интерьером. Эти коллективы будут объединяться авторами и, думаю, Художественным советом.

Одним из непременных условий широкого развития совместной творческой работы является создание скульптурных и живописных мастерских Дворца Советов.

В этом направлении уже намечены конкретные мероприятия и думаю, что в недалеком будущем мы встретимся со скульпторами и живописцами под общей крышей хорошо оборудованных мастерских.

Само собой понятно, что в сотрудничестве искусств во Дворце Советов необходимо сочетать лучшие кадры старого и нового поколений мастеров.

Богатый опыт заслуженных мастеров, помноженный на творческий энтузиазм молодежи, даст новое качество, новые возможности для небывалого расцвета советского искусства. Опыт нашей мастерской Дворца Советов, где около 80% — это наши молодые кадры, необходимо распространить и на коллективы живописцев и скульпторов, которым предстоит громадная работа.

К работе над интерьерами Дворца Советов надо привлечь и лучших мастеров народного творчества. Последние особенно будут иметь значение при нахождении стиля нашего орнаментального искусства и прикладных искусств, которые будут иметь широкое применение в убранстве Дворца Советов и в обработке его помещений.

Большую роль призваны сыграть здесь наши творческие союзы. На них лежит почетная обязанность мобилизовать нашу художественную общественность и сконцентрировать ее внимание и творческий энтузиазм на строительстве Дворца Советов.

Дворец Советов является грандиозной лабораторией, в которой ищутся новые пути архитектуры, пути, которые должны нас привести к новому стилю — советскому стилю в архитектуре. Это накладывает на наш коллектив и на коллективы, участвующие в работе мастеров скульптуры и живописи, громадные обязанности.

Это требует от каждого участника этого великого дела большевистской принципиальности в творческой работе.

Мы не можем и не должны в наших исканиях итти на легкие, иногда эффектные, но не долговечные в искусстве, успехи, если даже эти успехи базируются на копировании высоких произведений других эпох, а не являются критической, творческой переработкой их.

Хочу привести, в связи со сказанным, часть речи товарища Сталина, произнесенной в Кремле на приеме работников высшей школы (17 мая 1938 г.). Провозглашая тост за науку, товарищ Сталин сказал:

«За процветание науки, той науки, люди которой понимая силу и значение установившихся в науке традиций и, умело используя их в интересах науки, все же не хотят быть рабами этих традиций которая имеет смелость, решимость ломать старые традиции, нормы, установки, когда они становятся устарелыми, когда они превращаются в тормоз для движения вперед, и которая умеет создавать новые традиции, новые нормы, новые установки».

Эти слова товарища Сталина в области науки также относятся к нам, художникам, и призывают и вдохновляют нас искать наш советский стиль в архитектуре, живописи, скульптуре. Они вселяют уверенность в том, что мы найдем этот новый замечательный стиль, отображающий нашу эпоху — социалистический реализм в искусстве.

Партия дала нашему коллективу Дворца Советов огромные возможности — искать в архитектуре Дворца пути социалистического реализма. У нас в этом имеются бесспорно достижения. Как я уже говорил, эти достижения есть результат того повседневного руководства, которое мы имеем.

Нам предстоит огромная ответственная работа впереди — углублять наши искания в архитектуре фасадов, развернуть работу над интерьерами, которая только начата.

Другие коллективы архитекторов нашего Союза, которые работают над созданием советской архитектуры, должны использовать наши достижения и в то же время своей критикой помогать коллективу Дворца Советов пойти вперед в исканиях образа величайшего сооружения эпохи.

* * *

Дворец Советов представляет собой не только сооружение крупнейших размеров, но сооружение всенародного характера, которое строит вся страна. Сооружение Дворца Советов не может поэтому не сыграть виднейшей роли в развитии всей советской архитектуры. Мы не можем рассматривать творческие проблемы Дворца Советов изолированно от вопроса о творческих путях всей нашей архитектуры в целом. Архитектурные идеи, нашедшие свое выражение в утвержденном проекте Дворца Советов, должны оказать существенное влияние на творческие искания советских архитекторов. Разрешите вкратце высказать по этому поводу несколько соображений.

Архитектура Дворца Советов подчинена, как я уже отмечал, одной цели: всеми художественными средствами выразить идею сооружения — памятника Ленину. Эта идея проходит через всю композицию, через все детали, эта идея пронизывает собой также и решение внутренних пространств — интерьера. Сочетание этой идейной насыщенности сооружения с максимальной ясностью, правдивостью художественных образов и форм — вот что лежит в основе архитектурного решения Дворца Советов. Этой ясности и правдивости мы старались достичь, применяя в нашем проекте простые, легко доступные восприятию пропорции и членения, единое, четко воспринимаемое движение архитектурных масс и их ритм. Мощная статуя Ленина, завершающая Дворец, наполняет всю композицию огромным идейным содержанием, и это идейное содержание находит свое отражение и подкрепление в скульптурах фасада и в деталях. Четкостью и внутренней правдивостью отмечена и конструктивная структура сооружения. Все это дает нам основание сказать, что наш проект базируется на основах социалистического реализма, как творческого метода советской архитектуры, советского искусства.

Мы не могли бы успешно разрешить сложнейшую задачу, поставленную перед нами, если бы мы не использовали достижений культурного наследства. Нет никакого сомнения в том, что в проекте Дворца Советов значительную роль играет творческая переработка достижений классической архитектуры. Самый принцип сочетания архитектуры со скульптурой, принцип «очеловечивания» архитектуры, если так можно выразиться, творчески развивает и перерабатывает зачатки этих художественных идей античности. В решении ритмического нарастания отдельных объемов Дворца вы найдете черты, близкие древнерусскому зодчеству в его башенных сооружениях. Уроки классического зодчества сказались также и в общей простоте и сдержанности архитектурных мотивов и деталей, примененных во Дворце Советов.

Наша эпоха создала мощные предпосылки для создания подлинно монументального произведения, в котором объединены творческие усилия всех искусств. Этими предпосылками являются подлинно народный характер советской культуры, героическое содержание нашего времени, образы, родные и близкие всему народу, — Ленин, Сталин, народные герои наших дней. Эти образы входят в наше искусство вместе с сюжетами и темами, волнующими нашего зрителя, весь наш народ. Все эти образы, мотивы, сюжеты и темы должны найти свое отражение во Дворце Советов. Маркс говорил о французской буржуазной революции, что ее герои должны были драпироваться то в костюм Римской республики, то в костюм Римской империи, для того чтобы скрыть свою собственную ограниченность, для того чтобы создать художественные формы, иллюзии. В отличие от буржуазной революции, наша эпоха, эпоха социалистической революции, сама полна великого героизма. Мы черпаем героические сюжеты из нашей жизни, из нашей героической современности. Наше искусство должно быть проникнуто пафосом современности, должно быть отмечено правдой самой жизни.

Сооружение Дворца Советов представляет собою выдающееся явление новой социалистической культуры, и все работники советского искусства должны принять творческое участие в этом великом строительстве, в создании этого грандиозного монумента — архитектурного образа победившего социализма.

Коммунистическая партия и советское правительство предоставляют нам такие условия творческой работы, о каких не могли даже мечтать мастера эпох самого большого расцвета искусства.

У нас есть глубокая уверенность в том, что мы создадим архитектурный образ, который будет отображать нашу эпоху победившего социализма.

Мы уверены в этом потому, что нам помогает весь наш великий народ — свободный, могучий, талантливый советский народ, народ героев, народ созидателей.

Мы уверены в этом потому, что нами руководит партия Ленина—Сталина в лице своих лучших людей.

Мы уверены в этом потому, что великий архитектор строительства коммунистического общества товарищ Сталин вдохновляет и направляет нас в нашей творческой работе.

поддержать Totalarch

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для предотвращения попыток автоматической регистрации