Заключительное слово С.Д. Меркурова и акад. арх. Б.М. Иофана
Заключительное слово С.Д. Меркурова. Заключительное слово акад. арх. Б.М. Иофана. Архитектура Дворца Советов. Материалы V пленума правления Союза советских архитекторов СССР 1-4 июля 1939 года. Издательство Академии архитектуры СССР. Москва. 1939
Заключительное слово С.Д. Меркурова
Я уже говорил в своем выступлении о понимании той огромной ответственности, которая на нас возложена. Я предупреждал, что мы только что приступили к самой трудной и важной части работы — к пластической композиции фигуры. Выставленная здесь метровая модель — еще не решение вопроса. Это решение возможно, таково наше глубочайшее убеждение, только в работе над 2-метровой фигурой.
Та здоровая критика, которая была здесь высказана, будет нами учтена и принята в расчет. Двери мастерской всегда были открыты и останутся открытыми для помощи и критики, потому что, как я уже говорил, создание статуи, колоссальнейшей в мире, конечно, дело не одного человека.
Вместе с тем, мы глубоко уверены, что ту работу, которая нам поручена, мы благополучно доведем до конца, потому что за нами вся страна. Я продолжаю думать, что выработанный нами метод правилен. В 2-метровой фигуре можно разобраться гораздо лучше, чем в 50-сантиметровой, и в работе над ней легче найти правильное решение.
В вопросе о ракурсе я остаюсь при своем прежнем мнении. Я не могу изменить голову или руки скульптуры так, как это предлагалось здесь. Ведь статуя будет восприниматься за много километров.
Не надо думать, что я работаю в одиночку. Со мной все строительство Дворца Советов, весь огромный коллектив, который каждый день приходит ко мне делиться своим опытом, каждый день приносит мне результаты своей исследовательской работы, каждый день дает мне указания и советы в моей работе, начиная от каркаса и кончая ракурсами.
Я уверен, что свою работу мы выполним, и до тех пор пока будет биться мое сердце, пока будет думать мой мозг и двигаться мои руки, я буду работать и не могу не работать, потому что это поручено мне правительством и товарищем Сталиным.
Заключительное слово акад. арх. Б.М. Иофана
Наш пленум — это знаменательное явление. Только в нашей стране, на нашей социалистической родине может быть такое явление, когда лучшие мастера собираются и вместе обсуждают сооружение, обсуждают творческий путь, по которому надо итти, чтобы создать памятник великому Ленину. Нашему коллективу, непосредственно работающему над Дворцом Советов, этот пленум принес колоссальную пользу. Он дает новый импульс нашей работе. Критика, которую мы тут слушали, — эта критика в основном правильная, но, пожалуй, еще недостаточная. Эта критика поможет нам с утроенной энергией продолжать работу. Я имею здесь в виду главным образом творческую критику, критику нашей творческой работы. То, о чем здесь говорил наш главный инженер т. Попов, является неотъемлемой частью нашей работы. Это правильно, но мы здесь не обсуждали технический проект, и поэтому я не осветил этого вопроса в своем докладе.
Разумеется, предстоит очень большая работа по окончанию технического проекта, но панического настроения т. Попова я не разделяю. Мы технический проект сделаем в те сроки, которые мы установили. Здесь предстоят колоссальнейшие трудности, и Союз советских архитекторов нам, конечно, может в этом деле очень крепко помочь.
Пленум принес нам еще одну колоссальнейшую пользу, которая заключается в том, что мы смогли на пленуме снова просмотреть те пути, по которым мы идем в наших исканиях.
Всегда, когда делаешь большую работу, существует опасность слишком долго вариться в собственном соку. Однако, когда работа обсуждается коллективно, эта опасность уменьшается.
Для меня из выступлений товарищей ясно, что в основном путь, по которому мы идем, творческий путь, правильный, но необходимо дальнейшее углубление и уточнение ряда моментов.
Если говорить об архитектуре фасадов, то тут необходима дальнейшая напряженнейшая работа, не менее важная и не менее трудная, чем та, которую мы уже проделали. Необходимо найти характер деталей нашей архитектуры. Кое-что у нас в целом ряде мест существует в схематическом решении, но в этом направлении предстоит еще большая работа.
Перехожу к скульптуре Владимира Ильича Ленина. Для того чтобы этот вопрос стал ясным, я хочу напомнить постановление Совета строительства о завершении здания скульптурой от 10 мая 1933 г.
Постановление Совета строительства ясно указывает, что Дворец Советов — это не просто пьедестал, а сооружение, которое, вместе со скульптурой, всем у обликом должно выражать наиболее полно образную идею памятника Владимиру Ильичу.
И тут я отвечу тем товарищам, которые пытались доказать, что это — только пьедестал. Скульптура Владимира Ильича Ленина сделана С. Д. Меркуровым и принята в основу. Вся архитектура здания направлена к выявлению скульптуры. Необходимо завершающую скульптуру сделать так, чтобы она по архитектуре составляла единый образ, единое целое, и это сейчас вамая главная часть работы скульптора Меркурова.
Неправильно делать главный упор на технику, технику мы обеспечим. Самое основное — это разрешить композицию скульптуры. Многие здесь правильно выступали и критиковали скульптуру, но никто не подвергал критике самый прием. Партия и правительство признали прием правильным и, разумеется, они не ошиблись. Сейчас в этой области перед нами стоят следующие задачи: во-первых, найти образ Владимира Ильича и, во-вторых, решить эту скульптуру так, чтобы ее можно было хорошо видеть хотя бы с четырех точек. На это надо направить сейчас все усилия коллектива, а талантливейшим нашим скульпторам надо помочь нам в этом деле. Как это дело организовать, мы это еще продумаем, но организовать его надо срочно.
Я не сомневаюсь, что С. Д. Меркуров по-товарищески воспримет критику, которая была на пленуме, и с утроенной энергией развернет свои дальнейшие работы.
В отношении внутренней архитектуры работа еще только начата, но это не значит, что мы задержим строительство, как тут заявлял наш главный инженер. Предстоит колоссальной трудности творческая работа над интерьерами. Сырыми мы их не выпустим и нам не позволят их в таком виде выпустить ни наши товарищи — архитекторы, скульпторы и живописцы, — ни наша партия, ни наше правительство.
В отношении интерьеров нам предстоит разрешить следующие задачи.
В первую очередь нам надо проработать общий разрез, т. е. найти единый интерьер, единый архитектурный прием, единую идею. Второе — необходимо сделать развертку, т. е. не только проработать разрез, но и полностью дать эскизы потолков, полов, и т. д. Тогда мы начнем приближаться к решению общего приема интерьеров. Это — огромная увлекательная творческая работа.
Наиболее законченной является сейчас архитектура Большого зала, но и тут предстоит еще много работы. Главное фойе, фойе Конституции решены лишь в основных принципиальных чертах; в общую схему необходимо влить кровь, дать ей определенный характер. Два других фойе в основном еще не приняты. Тут предстоит почти сначала повести эту работу. В Малом зале архитектура в основном решена, но и тут еще надо очень много поработать.
Таким образом, предстоит еще, как видите, огромная интересная работа. По мере того, как работа у нас будет подвигаться, мы будем в Союзе архитекторов в более узком деловом кругу, совместно с скульпторами и живописцами, обсуждать те или иные возникающие в процессе работы вопросы.
Создавая целостный ансамбль наших интерьеров, в которых живопись, скульптура и архитектура сливаются воедино, мы ни в какой степени не думаем принижать таланты отдельных мастеров, их индивидуальное творчество. Наоборот, совместная работа поможет талантам развернуться во всю ширь и откроет новые интересные возможности в синтезе искусств.
Необходимо также, чтобы скульпторы и живописцы ходили к нам в мастерские, смотрели, что мы делаем. Мы, большевики, знаем, что организация играет колоссальнейшую роль и нам необходимо добиться четкой организации на всех участках нашей работы. В отношении орнаментики нам предстоит еще колоссальная работа, чтобы орнамент целиком отвечал характеру, образу и содержанию Дворца Советов.
Итак, чтобы с честью выполнить задание правительства и решение XVIII съезда партии, постановившего закончить основные работы в 1942 г., нужна трудная, сложная, но увлекательная работа. Не подлежит сомнению, что на основе коллективной дружной работы художников, скульпторов и архитекторов над созданием достойного памятника Ленину, памятника нашей замечательной сталинской эпохи, мы это задание партии и правительства выполним.
Товарищ Сталин учит нас, что большевики сильны тем, что держат связь с массами.
Мы, партийные и беспартийные большевики должны это постоянно помнить. Нет более радостной почетной задачи в нашей стране, чем выполнить желание нашего народа построить новое здание социалистического строительства, новое здание коммунистического общества.
Добавить комментарий