Дворец Советов и сотрудничество искусств. Вступительное слово акад. арх. B.А. Веснина
Дворец Советов и сотрудничество искусств. Вступительное слово акад. арх. B.А. Веснина. Архитектура Дворца Советов. Материалы V пленума правления Союза советских архитекторов СССР 1-4 июля 1939 года. Издательство Академии архитектуры СССР. Москва. 1939
Наш пленум работников трех искусств — архитекторов, скульпторов и живописцев — посвящен важнейшему вопросу жизни советского искусства — вопросу строительства Дворца Советов.
Дворец Советов — памятник вождю человечества, великому Ленину, памятник нашей исторической эпохи, когда страна Советов не в мечтах, а на деле построила бесклассовое социалистическое общество.
Этот памятник должен отразить ту высоту человеческого духа, мысли, творчества, на которую способен народ, освобожденный от рабства капитализма.
Три искусства, соединенных вместе, должны запечатлеть пройденный славный путь, путь борьбы, путь достижений и побед, путь неуклонного продвижения вперед к коммунизму под мудрым руководством друга Ленина, великого продолжателя его дела, товарища Сталина.
Дворец Советов — выдающееся событие в строительстве нашей социалистической культуры.
В бесклассовом социалистическом обществе вопросам искусства, вопросам красоты, тому, что украшает жизнь, делает ее более полной, более радостной, отводится почетное место.
Творческая мысль тысячи художников, вдохновленных идеей создать произведение, по величию достойное нашей замечательной эпохи, должна принести плодотворные результаты, большие победы на фронте советского искусства.
Если достижения отдельных мастеров в области художественного творчества двигают вперед искусство, то как велик должен быть толчок при коллективном, сконцентрированном напряжении воли к ясно поставленной цели. Дворец Советов строит вся страна, весь народ. Дворец Советов будут видеть, посещать тысячи, миллионы людей. К Москве тянется сердце каждого участника великой социалистической стройки нашей родины. К Москве тянется сердце каждого, кто любит страну социализма, кто верит, что именно в Москве закладывается будущее счастье человечества.
Каждый, посетивший Москву, посетивший Дворец Советов, унесет с собой, разнесет по всему миру новое человеческое понимание жизни, унесет с собой воспоминание об искусстве социализма. Зерна социалистического искусства будут крепко садиться на плодородную почву, будут приносить обильные плоды.
В странах капитализма это искусство будет революционировать, толкать на тот путь, по которому идет страна Советов. В нашей стране оно будет творчески воодушевлять, воспитывать любовь к родине и стимулировать желание работать на ее процветание.
Строительство Дворца Советов явится также громадной школой, через которую пройдут сотни и тысячи мастеров техники, искусства, строительного дела.
Оно окажет огромное влияние на рост всей нашей культуры. Воспитывая вкус и мастерство строителей-художников, непосредственно работающих над Дворцом Советов, эта стройка создаст новые кадры, которые будут применять свои знания, свое искусство на других сооружениях общественного характера.
А это в свою очередь окажет сильнейшее воспитательное влияние на самые широкие миллионные массы, развивая в них любовь к прекрасному, развивая их художественный вкус, поднимая их культурный уровень.
Такое значение Дворца Советов налагает колоссальную ответственность на всех участников его строительства.
Дворец Советов, воздвигаемый в столице советского государства, представляет собою величайшее сооружение в истории мировой архитектуры. Но этот Дворец отличается от всех других монументальных сооружений не только своими размерами, но и глубиной вложенной в него идеи. Для того чтобы эта идея была воплощена наиболее ярко и выразительно, недостаточны творческие усилия одной только архитектуры. В создании этого сооружения должны участвовать все виды художественного творчества и в первую очередь изобразительные искусства, живопись, скульптура, художественная промышленность. Только творческое сотрудничество всех этих искусств с архитектурой может разрешить громадную проблему создания всенародного Дворца, подлинного памятника нашей героической эпохи.
Уже в самой идее Дворца Советов, как памятника Ленину, заложено синтетическое разрешение архитектурных задач. Скульптура Ленина является основой всего художественного образа Дворца. Синтез искусств продолжается и во всей наружной архитектуре, и в интерьерах Дворца, причем в интерьерах особенное развитие получают образы живописи. Средствами живописи можно особенно полно и многообразно раскрыть идею, заложенную в этом памятнике.
Но для того чтобы сотрудничество искусств дало полноценные результаты, нам всем нужно совместно продумать важнейшие вопросы творческого порядка и не менее важные организационные вопросы.
Каковы же должны быть формы нашей совместной работы для того, чтобы коллектив, многочисленный по своему составу, был бы объединен общими творческими методами? Все задания, связанные с Дворцом Советов, настолько сложны и грандиозны по своим размерам, что они потребуют коллективной работы для каждой отдельной части, для каждого отдельного интерьера. Наряду с организацией работ внутри каждого коллектива необходимо будет организовать взаимную связь отдельных коллективов между собой. Пленум должен выдвинуть ряд предложений о том, как поставить эту связь, как обеспечить участие скульптора и живописца в проектной работе архитектора и участие архитектора в создании живописных и скульптурных композиций.
Это взаимное участие ни в какой степени не должно означать ограничения возможности каждого искусства в пользу другого. Напротив того, эта совместная работа должна взаимно обогатить мастеров отдельных видов искусства и привести их творчество к определенному единству.
Опыт достаточно убедительно показывает нам, что разобщенность работы неизбежно приводит к последующим переделкам, к необходимости искусственно увязывать отдельные элементы произведения. Это совершенно не должно иметь места в таком объекте, как Дворец Советов.
Сотрудничество искусств в нашем понимании предполагает равноправие и равноценность каждого искусства. Каждая отрасль художественного творчества должна полностью реализовать все свои возможности. Должны быть обеспечены все условия для того, чтобы наиболее ярко выявились индивидуальные особенности каждой отрасли искусства и каждого мастера. Это является обязательной предпосылкой подлинного содружества искусств.
Для творческого успеха этого содружества необходимо объединяющее начало. Поскольку речь идет о сооружении, о здании, этим объединяющим началом является архитектура, архитектор. Дирижер в оркестре призван спаять воедино весь сложный комплекс индивидуальностей. Солист в оркестре, когда он выполняет основную мелодию, индивидуален, проявляет себя целиком, творит свободно, но эта свобода его все же ограничена рамками цельности всего произведения. И дирижер должен уметь найти это соподчинение индивидуальностей коллективной задаче ансамбля.
В сложнейшей симфонии Дворца Советов все должно быть на месте, все должно звучать полнозвучно, во всю силу дарования. Но вместе с тем все должно быть рассчитано так, чтобы главное было действительно главным, существенное стояло на первом плане, чтобы все было подчинено основному мотиву.
В коллективной работе личное подчиняется общей идее, и чем тоньше чувствует каждый участник необходимость этого подчинения, тем работа коллектива совершеннее.
На нашем пленуме участвуют мастера советской культуры различных видов творческого труда. Здесь присутствуют люди науки, люди точных знаний. Их участие в работе пленума очень ценно: их опыт, их мысли помогут поставить и решить ряд важнейших проблем. Это углубит значение Дворца Советов как памятника культуры нашего времени, который отразит высокий уровень наших знаний, нашей науки. На нашем пленуме участвуют художники слова — писатели, поэты. Их творческое участие поможет насытить образ Дворца Советов богатым содержанием.
Участие на нашем пленуме многочисленных представителей всех отраслей творческого труда окажет огромную помощь строительству этого грандиозного сооружения, призванного запечатлеть в веках светлый образ нашей страны.
Добавить комментарий